→ Как «женевский папа» приучал бюргеров любить бога. «Женевский Папа Влияние идей Кальвина

Как «женевский папа» приучал бюргеров любить бога. «Женевский Папа Влияние идей Кальвина

Основатель самого строгого течения в протестантизме, Жан Кальвин прославился жестоким правлением в Женеве. Оправданна ли была эта жестокость: искоренение пьянства и проституции, казни еретиков, строгая регламентация образа жизни бюргеров? Выясняется, что часто причиной этому были не теологические воззрения Кальвина, а жизненная необходимость - в первую очередь, для самих женевцев.

Вольтер говорил об основателе кальвинизма, что тот открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить оттуда монахов, а чтобы загнать туда весь мир. Жизнь в швейцарской Женеве при Кальвине, действительно, напоминала монастырь: к концу 1550-х в городе не осталось ни одного театра, и даже зеркала, а демонстрация зажиточности запрещалась. Тем не менее, всё время правления Кальвина в Женеве сохранялась демократия, и даже самые жестоки теологические идеи проповедника принимались демократически - через голосование «Генеральным собранием граждан».

Евангелистский пастор Глеб Спиваков в статье «Реформатор Женевы», вышедшей в сборнике «Материалы IV ежегодной конференции «Реформация vs Революция» (изд-во «Местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов «На Руси», 2014) описывает, почему Кальвин часто прибегал к жестокости, исходя из того, что у него просто не было другого выбора.

Кальвин в контексте Европы XVI века

Кальвин, как и большинство исторически значимых личностей, - фигура противоречивая. Среди многочисленных описаний его жизни и деятельности можно встретить как очень положительные (вплоть до хвалебных), так и крайне негативные (как у немецкого писателя Стефана Цвейга, который усматривал в Кальвине чуть ли не прототип Гитлера). Но я думаю, что когда дело касается людей, оставивших такой яркий след в истории, во-первых, невозможны односторонние оценки, а во-вторых - каждый из нас вправе иметь такой образ реформатора и такое понимание его исторической роли, которые преломлялись бы через наши собственные интересы и ценности.

Я выделяю для себя как самое интересное и важное в фигуре Кальвина его связь с конкретным городом - Женевой, а именно - то влияние, которое он оказал на этот город и которое распространилось далеко за его пределами. Идеи Реформации, провозглашенные Лютером, Кальвин подхватил и «приземлил» на территории конкретного города, внедрив в общественную жизнь библейские принципы, благодаря чему Женева стала европейским центром Реформации. И хотя сейчас, спустя почти 500 лет, мы не найдем тех же элементов городской жизни, что и при Кальвине, последствия влияния этого великого реформатора можно обнаружить в различных сферах жизни не только Женевы, но и Швейцарии в целом.

Данное побуждает постоянно удерживать во внимании временной контекст: Европа XVI века - отнюдь не современная нам Европа с её демократическими идеалами. Величина преобразований, совершенных в Женеве под руководством Кальвина, заставили Европу говорить о Женеве как о «протестантском Риме», а Кальвина называть «Женевским папой», приписывая ему черты диктатора и тирана в городе. Однако, я обращаю внимание на тот факт, что оба раза Кальвин оказывается в Женеве вовсе не потому, что он рвётся утолить свое властолюбие. Будучи молодым французским теологом и юристом, любящим уединение и кабинетную работу, первый раз он оказывается в Женеве проездом в 1536 году. Он остаётся в городе только по настойчивому увещеванию своего будущего друга Гийома Фареля, на то время предводителя Реформации в этой части страны.

«Я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу»

Фарель к тому моменту отчаянно нуждается в поддержке, и Кальвин, уже ставший известным благодаря своему «Наставлению в христианской вере», видится ему идеальным партнером в деле религиозного обновления Женевы. Когда же обоих друзей выдворили из города за слишком рьяные, по мнению городского совета, попытки очистить нравы, Кальвин, хорошо устроившийся в спокойном Страсбурге, совсем не рвался возвратиться в Женеву, но напротив - жители города звали его долго и настоятельно, поскольку убедились, что без него невозможно поддерживать порядок ни в церковной, ни в городской жизни. Опять же он говорит друзьям, что «предпочел бы не ехать в Женеву», добавляя: «Но поскольку я знаю, что я себе не принадлежу, я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу».

Эти слова стали девизом всей жизни Кальвина, а на его эмблеме изображена протянутая к Богу рука со словами «искренне и с готовностью». В обоих случаях Кальвин соглашался на своё пребывание в прославленном им городе исключительно потому, что усматривал в том Божье повеление. Именно ревностное отношение к Писанию побуждало реформатора устанавливать законы и правила, целью которых было сделать Женеву прообразом «Града Божьего». Написано в Библии, что не должно стремиться к нарядности в одежде и украшательству себя через причёски - значит, надо регламентировать порядок в том и другом. Указывается на смехотворство как недостойное занятие - надо прописать ориентиры для граждан и по этому поводу. Для Кальвина не существовало границы между церковной и гражданской жизнью.

Очищение Женевы

Отсюда и все предложения по введению судебного наказания за нарушения порядка Божьего, как он его понимал: за танцы, игру в карты по воскресеньям, постоянное времяпрепровождение в тавернах, за сквернословия и проклятия, ворожбу и гадания и т.д. Запрет театральных представлений, большими любителями которых были женевцы, тоже вполне логично помещался в череду изменений городской жизни.

А как можно было обойти вниманием кабаки - «самые гнусные рассадники нечистоты» в городе? Открытые вместо них городские питейные заведения должны были удовлетворять потребность горожан в общении, но при этом не способствовать ничему, что расходилось бы с обликом христианина. Это было бы весьма затруднительно без чёткого перечня того, что допустимо (и одобряемо) во время посещения заведений, а что нет: вместо клятв, похлопываний по плечу, сальных шуток, танцев, неприличных обращений к дамам, пения непристойных песен - духовные разговоры и лежащая рядом Библия. Если и карточная игра, то не более часа, перед едой и выпивкой обязательна молитва, ну и для формирования правильных привычек - официанты, которым в обязанность вменялось следить за выполнением правил и делать замечания нарушителям. Для такого отдыха считалось достаточно времени до девяти вечера, после чего полагалось отправляться по домам (во вполне трезвом состоянии) и ложиться спать.

Регламентацию того, что правильно и неправильно, должно и неприлично, можно посчитать мелочной. Но что представляла из себя Женева накануне приезда Кальвина? Город, в котором больше 10 тысяч жителей, приехавших со всей Европы, достаточно богатый. Обратной стороной обеспеченности является любовь к развлечениям, далеко не всегда безобидным, пьяные дебоши - явление обычное. В одном из районов каждый третий дом был кабаком. А одно из распоряжений городского Совета запрещало священникам и монахам посещать район красных фонарей. Какова же была мораль большинства подопечных подобных священников?

И, должно быть, совсем неслучайно, что городской совет пришел к признанию необходимости мер, предлагаемых Кальвином ещё в первый период его жизни в Женеве, и, предприняв усилия по возвращению изгнанного реформатора, пошел на их внедрение в городскую жизнь. Также на этот раз было решено принять как требование к жителям города публичное исповедание своей верности Евангелию и Христу, с последствием в виде изгнания для отказывающихся.

Понятно, что далеко не все жители были в восторге от того, что их привычки должны были так радикально измениться, а верность христианским идеалам так жестко проверялась. Оправдана ли была эта жёсткость принимаемых мер, или же это было просто попранием свободы с позиций клерикальной власти? Тут как раз уместно вспомнить о контексте времени. Европа далеко не спокойна и мирна. Повсюду пылают костры инквизиции. Распространение идей Реформации невозможно без больших усилий и жертв. Было бы оно возможно без радикальных мер по защите и утверждению её идеалов и норм? Возможно ли ответить на этот вопрос с позиций нашего времени?

Казнь Сервета

Одно из самых яростных обвинений «женевского папы» -история с Серветом. Напомню, что мы говорим о такой Европе, в которой смертная казнь была повсеместной практикой. С 1542 по 1546 год в Женеве было казнено 58 человек. Эпидемия чумы, захватившая Европу в 1540-х, требовала особых мер по предотвращению распространения инфекции, и 34 человека были казнены по обвинению в заговоре и колдовстве (стали жертвой мнения о связи эпидемии с заражением дверных ручек).

Казнь Сервета, испанского теолога и учёного, внёсшего вклад в науку о малом круге кровообращения, не имела отношения к эпидемии. Его изображают, как мученика науки, а Кальвина представляют, как фанатика, безжалостно расправившегося с инакомыслием, подведя, таким образом, Реформацию к «моральному тупику». Но редко упоминается тот факт, что Сервет был одним из известнейших еретиков Европы, которого ещё до появления в Женеве католическая инквизиция приговорила к смертной казни. Выступления Сервета против Божественной Троицы были для того времени предельной ересью и кощунством.

С Кальвином у него уже был содержательный спор, результатом которого вряд ли могло быть что-то, кроме закрепления за Серветом статуса еретика. Зачем же, приехав к женевским друзьям, так называемым «вольнодумцам», ярым противникам Кальвина, он явился на службу, которую проводил Кальвин? Что бы он себе не думал, прихожане не пропустили такого вызова и задержали возмутителя спокойствия, а Городской Совет приговорил его к смертной казни через сожжение. Перед казнью Кальвин встречался с Серветом, просившим о снисхождении в наказании, предлагал ему отречься от своих взглядов. Последовавший отказ привел к логическому результату - сожжение состоялось.

Достижение материального благополучия города Кальвин видел в развитии предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Яркий учитель и сильный проповедник разработал простые и понятные правила рабочей этики, которые активно проповедовал среди своих прихожан. Главный постулат: все принадлежит Богу - работа, имущество, жизнь. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог, поэтому лень в работе - знак неуважения к Нему. Давать деньги в долг под проценты - это пример правильного управления, обратное же - расточительство. В то же время, правильно распоряжаясь имуществом, стремясь к получению дохода, следует быть сдержанным в расходах, не допуская лишнего.

Отражение личного аскетизма Кальвина можно увидеть через много веков в подходе к бизнесу и у современных швейцарцев. Ну и в целом, глядя на современную Швейцарию, мы видим, к каким плодам привело учение Кальвина.

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

- (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

- (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

- (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Реформация и контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола , Филиппов М.М.. В книге представлены художественно-биографические очерки о ярких исторических личностях эпохи Реформации и котрреформации. Герой чешского народа - Ян Гус, основатели протестантизма - Мартин…
  • Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI века , Н. В. Ревуненкова. В монографии впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ наследия Жана Кальвина. На широком историческом фоне рассматриваются проблемы критики католического учения и…

С. БУНТМАН: Мы продолжаем нашу серию о знаменитых людях, программу «Все так». Наталья Ивановна Басовская, добрый вечер.

Н. БАСОВСКАЯ: Здравствуйте.

С. БУНТМАН: Сергей Бунтман, я сегодня веду эту программу. Сегодня наш герой – Жан Кальвин. Я сразу вам задам вопрос и разыгрываю 10 «Дилетантов». Сегодня второй номер «Дилетанта», вот такой вот…

Н. БАСОВСКАЯ: «Разыгрываю 10 «Дилетантов» - звучит немножко…

С. БУНТМАН: Ну да.

Н. БАСОВСКАЯ: ... игриво.

С. БУНТМАН: Да, я их так разыграл, этих десятерых…

Н. БАСОВСКАЯ: Я их разыграл, да (смеется)

С. БУНТМАН: … десятерых, да… (смеется)

Н. БАСОВСКАЯ: Русский язык немыслимо сложный.

С. БУНТМАН: Хорошо. А вопрос такой у меня. Скажите пожалуйста, как во Франции в эти времена, даже и до сих пор, называли сторонников Кальвина? Как называли их? Только не говорите «кальвинисты» - это понятно всем. Как называли сторонников Кальвина во Франции? В 16-веке, во всяком случае. +7-985-970-45-45. Ждем ваши ответы, принимаем смски. И начинаем рассказ о Жане Кальвине.

Н. БАСОВСКАЯ: Кто он такой в истории? Я дала подзаголовок этой передаче «Женевский папа». Это ироническое такое прозвище, которое ему дали современники, и в нем заложено очень глубокое содержание. Человек, который отчаянно боролся с папством, но сам в другом месте, в Швейцарии, в Женеве, сделался чем-то вроде не лучшего из римских Пап. Человек, сотканный из сложных факторов личности. Но безусловно могу сказать одно: харизма у него была, как бы ни трудно было дать это определение, но это так. И еще можно сказать про него, что этот человек родился в ту эпоху, которая в нем очень нуждалась, удивительно вовремя – в 1509-м году. Умер в 1564-м. И еще мне хотелось бы сказать, создатель – только что Сергей Александрович сказал – ну, основатель кальвинизма, одной из конфессий в недрах и в пределах Христианской церкви. Вот как «-изм» появляется, значит, это нечто великое именно в области идеологии. Страшно говорить, но и марксизм, и ленинизм, и еще кое-какой «-изм» найдется, даже называть не хочется. И вот это говорит о том, что однозначно этого великого харизматика не оценишь. Он превзошел всех великих предтечей Реформации: Яна Гуса, Джона Виклифа, даже в чем-то самого Мартина Лютера, реального основоположника Реформации. Реформация – явление сложное, над ним ломают голову исследователи, мыслители, теологи, философы не одно столетие. Но мы попробуем сегодня все-таки сколько-то понять, что это такое. Раннее Новое время, это вторая половина 15-го, 16-й век. Это время великих революций в производстве. Я имею в виду, не политические только революции. В производстве, в картине мира, которую имели люди, в умах, в душах. И величайшие революции в умах – это борьба за реформу католической церкви, или Реформация, и культура Возрождения и гуманизм. Они шли как-то параллельно, влияя друг на друга, и наносили удары по былому. В общем-то, обобщая вот это введение об эпохе, я бы сказала: это эпоха расставания с тысячелетием средневековья. А расстаться с эпохой – это всегда больно. Кому как не россиянам это знать? С тысячелетней эпохой расстаться сложно. Реформация – один из симптомов этого прощания.

Ну, перейдем к персонажу. Как Алексей Алексеевич уже обучил меня говорить, наш мальчик. Конечно, все персонажи мужского рода исторические когда-то определенно были мальчиками. Родился 10 июля 1509-го года в городе Нуайоне, в Пикардии, на Севере Франции, в довольно глубокой провинции. Потом его называли, безумно талантливого человека в учебе, нуайонец. И если сначала это было слегка презрительно, мол, там, из глубинки, то потом этот нуайонец, в силу его индивидуальных талантов, способностей к учебе, уже звучал гордо. Отец – Жерар Ковен. Это первоначальное произношение имени Кальвин, затем оно как-то…

С. БУНТМАН: Нет, это французское просто произношение.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, французская вариация.

С. БУНТМАН: «Кальвин» – да, это более латинизированное.

Н. БАСОВСКАЯ: Это уже в Швейцарии, да, латинизированное, и между Германией и Францией, где так вот по-разному. А Ковен – их нормальное родовое имя. Отец был секретарем епископа, был фискальным прокуратором, синдиком соборного капитула в Нуайоне. То есть, средний служащий, небогатый, не очень видного положения. Про мать ничего не знаем, по крайней мере, мне не удалось выяснить. Братья и сестры во множестве. Шестеро детей в семье: 3 сына, 2 дочери и Кальвин – вот шестеро. Денег на такую семью требуется больше, чем было у Жерара. И Жерар, как мы говорим сегодня, крутился из всех сил, чтобы обеспечить семью. Выручало то, что он, видимо, был очень такой контактный, коммуникативный человек. И обзавелся очень достойными связями. В частности, самое лучшее – с семейством Момор, относительно знатным для этих мест, пикардийцев, богатых. И они стали принимать, в частности, в своем доме этого талантливого Жана, ибо с детства было заметно, что мальчик одарен необычайно. Он говорил, что время, проведенное в семействе Моморов – лучшие воспоминания его детства и юности, ибо потом он учился вместе с юными Моморами.

В 1521-м году (Жану 12 лет) отец добыл для 12-летнего мальчика пребенду. Это такое понятие, которое сегодня бы назвали, наверное, стипендией, а по-средневековому «пребенда» обязательно. Это содержание для духовного лица в счет его будущей службы. Ему дают сейчас средства, а потом, когда он будет служить, он будет их возмещать.

С. БУНТМАН: Ну, это такой учебный кредит.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, вполне. Это, в общем, сейчас бы сказали, стипендия на обучение. Но всего два года он на эту пребенду существовал, жил, это его поддерживало. Небольшие деньги. Но через 2 года, в 1523-м, считается, что под предлогом того, что угрожала чума Нуайону… хотя это совершенно реальная угроза в эту эпоху. Отец просто очень хотел отправить мальчика в столицу для продолжения образования. Таланты были замечены, и он отправляет его в Париж в коллегия Ламарше вместе с Моморами. Он счастлив. Затем коллегия Монтегю, одна из лучших – туда его перевели за успехи. Вот он продвигался всюду благодаря своим талантам и совершенно безумному усердию. Со временем его усердие в учебе будет просто выдающимся. А пока за успехи перевели в одну из лучших коллегий, Монтегю. Вот какая ирония судьбы: через несколько лет там будет учиться Игнаций Лойола. Это два ярчайших харизматика…

С. БУНТМАН: Реформация и контреформация.

Н. БАСОВСКАЯ: … да, заряженные противоположными зарядами. Игнаций Лойола – убежденнейший борец против Реформации, Кальвин – знамя Реформации. Разные знаки одной эпохи. В коллегии он блистает в учебе, но его не любят. По мнению его сотоварищей, соучеников, он излишне фанатичен в учебе. Ему дают кличку – ну, в общем-то, в школе почти всегда клички неизбежны – она выразительная: Винительный падеж. Она такая насмешливая.

С. БУНТМАН: Аккузатив, да.

Н. БАСОВСКАЯ: «Вот идет наш Винительный падеж». Блистает, и перед ним поприще духовное. И вдруг отец повелевает ему заняться юриспруденцией. Вот просто какие-то смешные бывают совпадения. Вот у нас и сейчас, но, во всяком случае, несколько лет назад, сейчас уже медленно утихает: все в юристы. Там тоже. Видимо, отец беспокоился о его будущем, чтобы он больше зарабатывал. Юристы хорошо зарабатывали. Ведь это время – это заря капитализма, это время договоров, контрактов, процентов…

С. БУНТМАН: Конечно. И адвокат зарабатывает больше, чем кюре.

Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно, безусловно.

С. БУНТМАН: Это точно.

Н. БАСОВСКАЯ: Духовное, оно всегда, если ты не на самой верхушке этой пирамиды церковной, оно средне оплачивается. Кальвин покорен воле отца. Из его писем позднейших исследователи поняли, что он… это была только готовность покориться, он не хотел превращаться в юриста. Хотя потом, когда он станет Женевским папой, его юридическая грамотность ему очень пригодится. Но тогда он не мог знать, кем он станет.

И Жан отправляется в Орлеан к известному юристу Петру Стелла, а затем в Бурж к совсем знаменитому юристу, Альциати. Альциати был приглашен во Францию (а Бурж – это юго-западная часть Франции) самим Франциском Первым. В это время на престоле находился замечательный французский король Франциск Первый.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Замечательный во многих смыслах.

С. БУНТМАН: Во многих смыслах. Мы про него так замечательно рассказывали в свое время…

Н. БАСОВСКАЯ: Да, и с большим удовольствием.

С. БУНТМАН: С большим удовольствием, да.

Н. БАСОВСКАЯ: В нем сочеталось так много разного: и что-то рыцарственное, и тяготение к культуре Возрождения. Ведь все-таки он лично пригласил Леонардо к своему двору, Леонардо да Винчи самого. Он очень хотел как бы просто перенести северо-итальянское Возрождение во Францию. Он хотел быть и, в общем-то, терпимым к каким-то новым идеям и веяниям, прежде всего потому, что его любимая сестра Маргарита Наваррская, которую не стоит путать с королевой Марго, сестра Франциска Первого Маргарита Наваррская, она была страстной поклонницей культуры Возрождения. И, как всякий человек, примкнувший в этой культуре, почти всякий, все-таки относительно широко мыслила.

С. БУНТМАН: Она еще сыграет свою роль в судьбе Кальвина.

Н. БАСОВСКАЯ: Обязательно.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: И, в общем-то, вот к такому замечательному юристу Альциати, которого тоже персонально пригласил Франциск Первый, прибывает этот мальчик. Лекции в Бурже Альциати читал иногда в стихах. Я очень почтительно отношусь к лекторскому искусству, очень радуюсь любой хорошей лекции и стремлюсь свои сделать хорошими, но представить лекцию в стихах, тем более по юриспруденции, я не в состоянии. А современники о лекциях Альциати написали восторженные строки. Многим русским лекторам вот начала 20-го века, Грановскому, например, Тимофею Николаевичу, аплодировали слушатели. Действительно блистательная лекция России не чужда. Но чтобы в стихах – это я впервые с таким столкнулась. Иногда, не все. Когда у него было…

С. БУНТМАН: Я представляю себе. Ну, когда было вдохновение…

Н. БАСОВСКАЯ: Высшее вдохновение.

С. БУНТМАН: Но это замечательно. И запоминается лучше.

Н. БАСОВСКАЯ: Он переходил на стихи. Все они в воспоминаниях и письмах написали о лекциях Альциати. Калвин, значит, как бы приобщился и к этой стороне. Это ему очень пригодится, ибо он станет не то чтобы заметным, а выдающимся и пламенным проповедником. Пусть не в стихах, но не чужд будет этой культуры. Также читал ему лекции известный немецкий гуманист Мельхиор Вольмар. Нет, конечно, немецкий, Вольмар. Который отличался любовью к древнегреческому языку, к классическим древностям, но вместе с тем был сторонником уже носившихся по Европе идей Реформации. Кальвину он сказал, заметив тоже талант этого слушателя… не раз после занятий он брал Кальвина под руку и индивидуально (опять на зависть другим ученикам) прогуливался с ним в саду, потому что выделялся юноша способностями. И хотя Кальвин тоже вроде бы не чужд интереса к античной культуре, литературе, он ему говорит: «Нет, тебе надо идти в теологию».

С. БУНТМАН: Но греческий он выучил именно в Бурже, и специально для того, чтобы с легкостью читать Новый Завет, в том числе те Евангелия, которые были написаны по-гречески, то есть Луку, например.

Н. БАСОВСКАЯ: Он же хотел припасть к самым истокам, ну, как все…

С. БУНТМАН: Как все протестанты: «Давайте вернемся к истокам».

Н. БАСОВСКАЯ: Да, давайте вернемся, начнем все сначала. Церковь все запутала…

С. БУНТМАН: Ну, протестанты – это победившие еретики, господи.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, конечно. Они питались всеми еретическими идеями: в какой-нибудь мере и альбигойцев, и лоллардов, и прочих. И этот Мельхиор Вольмар сказал: «Все-таки тебе надо в теологию». Но Кальвин отдал дань сколько-то своей любви к античной… возникшей любви, внушенной ему учителями блистательными к античности, к античной культуре, к античной литературе. И его первое сочинение, которое он опубликовал, было посвящено не кому-нибудь, а Сенеке. В 1531-м году, находясь в Париже, в расцвете возрожденческих устремлений Франциска Первого (это 16-й год правления Франциска), последний год, где он вольности интеллектуальные допускает, впереди репрессии 40-х годов. Последние годы. И прежде чем стать окончательно богословом, Кальвин пишет свое единственное философское произведение «Комментарии к трактату Сенеки «О кротости». Дело в том, что Сенека, этот философ, мыслитель Древнего Рима, который жил в первом веке новой эры – боже мой, как давно! – он был не чужд каких-то интуитивно рождающихся, проникающих в него христианских идей. Христианство уже есть. Он, конечно, не входит ни в какую христианскую, там, общину, не дай бог катакомбная церковь – нет. Он придворный, он воспитатель Нерона. Но душа его колебалась между сохранением верности римским ценностям и вот этим новым мыслям. Он, в общем-то, признавал, что и раб – человек, но как-то жаловался в письме к другу: «Вот совсем проникнусь мыслью, что раб – тоже человек, тут он разобьет какую-нибудь вазу – и я как поколочу его! И снова сижу мучаюсь, что ведь он тоже человек и что, с христианской точки зрения, все равны». Вот он написал комментарии, Кальвин, к сочинению, трактату Сенеки «О кротости». В чем идея? Кротость, христианское смирение – вещи не чуждые друг другу. Сенека размышляет в этом произведении о недостатках абсолютной власти, жестокой власти. Ну, как воспитатель у Нерона, ему виднее. Он ведь кончил жизнь очень плохо, ему пришлось покончить с собой, когда его заподозрили в заговоре. А он намекает, но осторожно в этом трактате «О кротости», что надо избегать крайностей жесткой, жестокой власти, и надо бороться со злоупотреблениями, за лучшее правосудие, и добиваться любви подданных. Я думаю, Жану Кальвину эти мысли очень-очень запали в голову. В его последующей практике это заметно. Когда он начнет завоевывать свою невероятную популярность, он будет помнить вот об этом: о любви подданных, о том, что республика и коллегиальность лучше, чем тираническая власть, еще не превратившись сам в тирана. Люди слабы. Но уже в эти годы, вот все-таки уходя окончательно в теологию, он пишет и высказывает страшную, в общем-то, мысль, определившую его дальнейшую судьбу и судьбу многих-многих людей на земле – о том, что Бог возложил на него миссию учительства. Вот как это страшно, вообразить себя прямо прямым рупором Бога. Основоположники мировых религий, видные деятели разных конфессий подчас начинали всегда с этой мысли, такой довольно страшной, в конечном счете, действовать от имени Бога. При этом он посвятит свою жизнь в большой мере критике Католической церкви именно за то, что Папа действует лично от имени Бога. Церковь утверждала, что они распоряжаются неким фондом божественной благодати и только они через свои таинства могут передавать эту благодать людям. Он их будет критиковать, но себя считает вправе говорить от имени Господа.

В 1532-м Кальвин получил в Орлеане докторскую степень и с 32-го этого же самого года, с конца его, открыто перешел к Реформации, к протестантизму. Ему кажется, что это и неопасно пока во Франции. Сестра Франциска Первого, уже упомянутая Маргарита Наваррская, покровительствует некоторым… ой, кальвинистам…

С. БУНТМАН: Еще нет.

Н. БАСОВСКАЯ: Еще нет, да, они ими станут.

С. БУНТМАН: Протестантам некоторым.

Н. БАСОВСКАЯ: Протестантам. И Кальвин идет ва-банк, как говорят о нем специалисты. Поразительная вещь, ровно до новостей успею сказать. Написал текст речи для нового ректора Сорбонны, своего друга Николя Копа, с прозрачной критикой теологов Сорбонны. Речь была прочитана ректором, и ректору пришлось немедленно спасаться бегством от Инквизиции. Вот это была речь! Инквизиция явилась… друзья предупредили Кальвина, что за ним тоже придут. Его пришли арестовывать, но пока рылись в его бумагах и как-то отвлеклись, он через окна бежал из собственного дома. И началась другая полоса его жизни – долгие и тяжелые странствия

С. БУНТМАН: Долгие скитания, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Скитания, безусловно. Поскольку было известно, что автор знаменитой речи – Кальвин, ему пришлось… сначала он бежал на Юг Франции, жить там под чужим именем, скрываться. Но он писал, писал, скрыв свое подлинное имя. Не сразу выяснялось, кто это. Он шел навстречу своему величайшему произведению, которое сделает его самим Кальвином. Оно будет называться «Наставление в христианской вере». Но я думаю, Сергей Александрович, оно уже… разговор о нем…

С. БУНТМАН: Да, конечно.

Н. БАСОВСКАЯ: … выпадает у нас на вторую часть.

С. БУНТМАН: На вторую часть. Мы продолжим программу «Все так» через 5 минут.

С. БУНТМАН: Ну что ж, мы можем теперь ответить, прежде всего, на вопрос, который задавали: как во Франции называли сторонников Кальвина? Гугеноты – самое распространенное название. Елена 6209, Дарья 6616, Ирина 9487, Валентина 0735, Александра 0927, Катерина 5177, Евгения 7184, Алекс 1929, Игорь 1018 и Елена 4783. Каждый из победителей получает по второму номеру журнала «Дилетант». Мы возвращаемся к Жану Кальвину вместе с Натальей Ивановной Басовской. Продолжаем его историю.

Н. БАСОВСКАЯ: Он у нас начал скитаться, убежав через окно. На костер он совсем не хотел, Сергей Александрович, вы вот замечаете?

С. БУНТМАН: Это странно как-то, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот фанат-фанат… ну, он фанатик, конечно, фанатик. Как он фанатичен был в учебе, сейчас он сделается…

С. БУНТМАН: У него миссия, миссия учителя. Он еще не проповедует, еще нет.

Н. БАСОВСКАЯ: Проповедует.

С. БУНТМАН: Ему еще не так, как ему видится.

Н. БАСОВСКАЯ: В лавке, например, в лавке у купца Этьена Делафоржа. В этой лавке собираются протестанты, и он там в лавке проповедует. Он, надо сказать, вообще не чужд рождающихся вот этих капиталистических всяких отношений, занятий. Конечно, во многом предлагаемые им нормативы, которые он сейчас изложит в «наставлении», они импонируют вкусам буржуазного класса. Нельзя сводить Реформацию к тому, что просто вот буржуазия себе заказала новую религию, нет. Я сказала уже в начале передачи, это в целом расставание со Средневековьем. Но многое из того, что он говорит… все строго, экономно, очень трудолюбивым должен быть человек. Ведь кальвинисты, протестанты разовьют это в общинах своих до крайности. Будь очень бережливым. Расточительство – грех. Будь очень экономным, процветай. Процветать материально – это очень хорошо. Значит ты докажешь, что Бог избрал тебя для спасения. Это все он сейчас изложит в «Наставлении в христианской вере». Но скитания были таковы. Сначала Юг Франции, но возвращение в Париж кажется невозможным. Начались преследования с 1535-го года, преследования протестантов, несмотря на покровительство вот Маргариты Наваррской многим. А покровительство тоже постепенно к 40-м годам кончится. В 1546-м году будет казнен один из ближайших друзей Маргариты Наваррской Этьен Доле, человек очень талантливый, публикатор, который издавал Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» без поправок смягчающих, которые внес сам автор, боясь Инквизиции, издаст Доле. И все-таки – его защищали приближенные Франциска, епископ Тульский Дюшатель – и все-таки в 44-м он будет вторично арестован, обвинен в богохульстве, а в 46-м – казнен. Пусть не наступил 46-й, но что тучи сгущаются – это заметно. Вокруг… вот кружок Маргариты Наваррской, еще из этого кружка выдергивают людей. А потом фактически большая часть членов ее кружка интеллектуалов арестована. Одного, допустим, там, д’Этапля, спас Франциск Первый от расправы, и он укрылся и жил при дворе Маргариты. Но, в общем, тучи сгустились. Поэтому дороги Кальвину во Францию реальной пока нет. Там запылали костры в 1535-м, и был сожжен его друг Этьен Делафорж, в чьей лавке он проповедовал. Он отправляется в Швейцарию, Швейцарский союз. Женева примкнула вот к этому… к этой федерации швейцарских кантонов, где людям удается сохранить некоторую независимость, с трудом. Кантоны иногда враждуют друг с другом, Берн, Женева состязаются. У них есть общие враги герцоги Савойские, они не хотят покоряться герцогам Савойским. Женева изгоняет епископа католического. То есть, это тоже бурлящий кусочек Европы, но очень вольный. Дело в том, что вот в этом уголке Европы, как и в Нидерландах, никогда не было сильной постоянной центральной власти. И вот сюда, в этот уголок ветерка вольностей влечет всех, кто думает как-то не так.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Как в вашей передаче, «Не так» (смеется).

С. БУНТМАН: Ну да.

Н. БАСОВСКАЯ: Вашей, нашей. Сколько раз я у вас тоже выступала… В эховской. Туда влечет людей возможность на этих вот противоречиях сохранить свободу мыслей. Итак, его маршрут. С Юга Франции, поняв, что вернуться не удастся, в Базель. В Базеле он пишет и издает «Наставление в христианской вере».

С. БУНТМАН: Первое издание.

Н. БАСОВСКАЯ: Это потрясающее произведение. Я с гордостью говорю: первый полный перевод на русский язык этого произведения был издан в издательстве РГГУ, подчеркиваю, в издательстве РГГУ в 1997-м году. Увы, переведен не нашими преподавателями, но и место издательства – это тоже о многом говорит.

С. БУНТМАН: Конечно.

Н. БАСОВСКАЯ: Великолепное полиграфически и, с точки зрения, конечно, перевода, издание создано. Я прочту посвящение, кусочек (оно 20 страниц) Франциску Первому. Кальвин, во-первых, мы уже заметили, на костер не рвался. Среди этих провозвестников Реформации были другие люди, Ян Гус, например. Он готов был отдать свою жизнь и отдал, чтобы…

С. БУНТМАН: Но тоже не добровольно, но вот он сражался…

Н. БАСОВСКАЯ: Если бы он отрекся, его бы не казнили.

С. БУНТМАН: О, нет, отречься – это невозможно.

Н. БАСОВСКАЯ: А этот избегает, избегает костра. И вот все-таки посвящение Франциску Первому в 1536-м году (год публикации) в Базеле – это еще надежда, что во Францию можно будет вернуться. Прочту несколько слов. «Христианнейшему Франциску, первому из носящих это имя, своему государю и верховному господину, - он еще французский подданных, - Жан Кальвин, с пожеланием мира и спасения в Господе нашем Иисусе Христе». 20 страниц текста. Прочту еще две строчки, о своей вере что он говорит. «Наши враги, если бы они оказались перед необходимостью запечатлеть их собственное учение кровью и жизнью, тогда мы увидели бы, высоко ли они ценят свое учение. Но наша вера, - вот ключевые слова, - другая, она не боится ни смерти, ни Божьего суда». Вот он уже тот пламенный Кальвин, каким останется буквально до последней минуты своей жизни.

Из Базеля он перебирается на время в Феррару в том же 36-м году ненадолго и живет при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери французского короля Людовика Двенадцатого. Рене приняла Реформацию. Были и такие женщины в эту эпоху. Редкие, но были. Он пожил там, но все-таки перебрался обратно в Швейцарию, понимая, что итальянская Феррара – это совсем рядом с Римом, он будет вблизи Инквизиции. Видимо, так. Он перебирается все-таки в Швейцарию, в Женеву, имеет буйный успех. Потом изгнан (подробности чуть позже). Потом – в Базель. И, наконец, в 1539-м – в Страсбург, где принимает гражданство, записавшись в цех портных. Очень занятно…

С. БУНТМАН: А там обязательно нужно было к какому-то принадлежать ремесленному цеху.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, иначе ты не гражданин Страсбурга. И вот записавшись в цех портных в 1539-м, он как бы ощутил потребность завести семью. Все у него умственно. Вот кроме его пламенной веры, жизнь его умственна. Из письма к другу, Кальвин пишет: «Ищу невесту. Мне может понравиться только женщина кроткая, скромная, бережливая, хорошая хозяйка, заботящаяся о здоровье своего мужа», - программа готова. Была вариация, его сватали к красивой состоятельной девушке, брак мог состояться. Категорически его смутила и красота, и богатство, но чтобы отказаться деликатно – он это сделал деликатно – он сказал, что только тогда, когда она свободно изучит французский язык. Она не владела французским. Девушка обиделась, брак не состоялся. А здесь состоялся. Ему нашли такую девушку. Иделетта ШтордЕр, или ШтОрдер (в Швейцарии двуязычие, я не поручусь). Вдова, с тремя детьми, бедная. Это ему подошло. Она оказалась той самой женой, вот ровно той, которая обрисована в его программе: она была заботлива, скромна, трудолюбива, никто слова худого о ней сказать не мог. И родила ему троих детей – все они умирали вскоре после рождения. Как это должно было озадачить современников и самого Кальвина! Если он напрямую провозвестник нового учения, действует от имени Бога, разоблачает ошибки Католической церкви… Ну, со времен Гуса: осуждение индульгенций, пышной обрядовости, претензии на то, что они единственные посредники между Богом и человеком. Он придерживается лютеровской идеи о непосредственном общении человека с Богом. Обратись к Богу с молитвой и искренней верой – он тебя услышит. Посредники не нужны. Как же так? Не должно ли его было озадачить, что его дети один за другим умирают? Нет. Из письма: «Бог дал, Бог взял. Пускай мои враги видят в этом наказание Божие. Разве у меня нет тысяч детей в христианском мире?» Его нельзя было ни смутить, ни остановить. Ведя жизнь бескорыстную, хотя враги пытались приписать ему какие-то корысти, он жил почти в бедности, близко к бедности, в 1549-м перенес смерть жены – но ничто не заставило его дрогнуть в том пути, который он избрал, усомниться в этом пути. Он провозвестник истинного учения. Его авторитет в Женеве после… разок его изгнали, но вернулся, вместе с его соратником (он обрел очень верного соратника Фареля, который до него вошел… принял идеи протестантизма, но в духе предшественника Кальвина Цвингли. Тоже вариация протестантизма, такая более демократическая. Как-то… на какую-то изумительную почву пали его пламенные проповеди. И Женева при Кальвине, как говорят современники, пишут, начинает превращаться в протестантский Рим. В 1559-м году Кальвин даже основал Протестантскую академию. И, в сущности, не занимая никакой строгой должности… он член совета, Малого совета Консистории, управляющей городом.

С. БУНТМАН: Потому что отрицал прямую иерархию. Он, как и его ученики, отрицал прямую иерархию.

Н. БАСОВСКАЯ: Против абсолютизма, жесткой власти. Но его авторитет таков, что, мне кажется, похлеще любой абсолютной власти. И это доказывает самый печальный эпизод его жизни – это признают все, даже его сторонники, что это не лучший эпизод – его прямое участие в расправе с замечательным человеком Мигелем Серветом в 1553-м году. Непререкаемый авторитет Кальвина, но где-то в Испании появляется мыслитель, врач, географ – вот человек Возрождения – по имени Мигель Сервет. Они родились в одном году, в 1509-м. Он обретает все большую славу. Он прославился в математике, географии, праве, медицине, издал с комментариями «Географию» Птолемея. Но он пантеист: он и не за белых, и не за красных, как сказали бы в России в советской. И не за католиков, которых так критикуют протестанты, и не за Реформацию в том варианте, который при нем расцветает.

Н. БАСОВСКАЯ: Он пантеист. Это отчаянный человек.

Н. БАСОВСКАЯ: Ох, насколько дальше. Пантеист. Бог и природа тождественны, Христос – человек, человек, учение о Троице ложно, это фантазии церкви. Страшные греховные мысли. Его преследовали в результате и католики, и протестанты. Еще бы. Он предлагал очистить христианство от ложных идей и тех, и других. Мне представляется, познакомившись, сколько возможно, со спорами… между Серветом и Кальвином начинаются дебаты, письменные дебаты. И мне представляется, что Кальвин видел в нем не только отступника (это само собой; это не та вера, он не принимает мысли Кальвина), но еще это противоположная личность. Сухой, аскетичный, мрачный Кальвин, который в Женеве посеял мрачную жизнь… зеркала разбивались, потому что это грешно, пышные прически осуждались, за них наказывают. Сохранение любого мельчайшего атрибута католического вероисповедания, католической конфессии, какой-нибудь иконки, могло привести к смертной казни. Все сурово, все мрачно. И Сервет. Во-первых, противоположная внешность. Ровесник. Он красив, обаятелен, добр, весел, нравится людям. Мне кажется, помимо всего прочего, абсолютных расхождений умственных, литературных, теологических, это было еще взаимное неприятие двух личностей. Сервет был осужден в Вене судом Инквизиции и приговорен к казни, к костру, но ему удалось спастись. Почему он появился в 1553-м году в Женеве, где абсолютно умами правит Кальвин?.. Ну, не абсолютно. Есть версия и такая, что в это самое время против Кальвина возникла довольно большая оппозиция, так называемые либертины, за освобождение от этих его оков. Танцевать нельзя, петь нельзя, веселую пирушку нельзя, нарядную шляпку нельзя. За пышную прическу могут схватить, потащить куда-нибудь к властям. Нет ни одного театра, одежда строга до предела. Зеркала разбиты, как пишут они, за ненадобностью. Неограниченное влияние Кальвина приводит к тому, что Консистория, коллегия старейшин, коллегиальный орган… все равно хорошо, что он коллегиальный, но он начинает расправляться с людьми. Они обязаны, члены Консистории, надзирать за жизнью каждого члена общины, входить в любой дом и контролировать, чем там люди занимаются. Суды начинаются, расправы, пытки применяются. Как мог Сервет приехать в эту Женеву? Он проездом…

С. БУНТМАН: Он в Италию ехал, да?

Н. БАСОВСКАЯ: Да, проездом в Италию. И он думал, его, ну, может, не заметят.

С. БУНТМАН: Его узнали.

Н. БАСОВСКАЯ: Его узнали, секретарь Кальвина доложил, как положено. Кальвин потом как бы, или его сторонники говорили, что это не он сам, но когда Сервет был схвачен и начался суд уже в Женеве, кальвинистский суд над инакомыслящим, Кальвин принимал в этом суде активное участие. Сервета содержали в адских условиях в заточении, его мучили в этом заточении беспощадно. Он никак не верил, что его могут придать такой страшной казне на костре. Но они приговорили его к сожжению, и Кальвин к этому имел прямое отношение.

С. БУНТМАН: Либертины просили, чтобы ему отсекли голову.

Н. БАСОВСКАЯ: Хотя бы.

С. БУНТМАН: Да. Там спросили и либертинов, там была очень сложная процедура, в которой… действительно ли он, преследуемый почти везде в Европе, Сервет, действительно ли он такой страшный еретик? Там еще одна деталь. Вы скажете о ней? Деталь его костра.

Н. БАСОВСКАЯ: Да-да.

С. БУНТМАН: На чем он был сожжен.

Н. БАСОВСКАЯ: Я только сейчас хотела это сказать.

С. БУНТМАН: Да-да-да, скажите, на чем он был сожжен.

Н. БАСОВСКАЯ: Мокрые дрова, мокрые веревки, чтобы огонь разгорался медленно. Я только вот это знаю. А что еще добавили?

Н. БАСОВСКАЯ: А вот это я просто забыла, верно.

С. БУНТМАН: Он был сожжен на собственных книгах, да, да.

Н. БАСОВСКАЯ: И Сервет сказал про эти мокрые слова и мокрые веревки: «Вы отобрали у меня столько денег, что могли бы купить сухие дрова». То есть, в последние минуты он обрел, хотя были у него моменты отчаяния. А либертины, в общем-то, часть из них – это были веселые юноши, которым надоело жить в такой строгой упаковке кальвинистской.

С. БУНТМАН: Но потом это название перенеслось просто на…

Н. БАСОВСКАЯ: Оно очень не научное, да.

С. БУНТМАН: Да, либертины – это термин… уже через сто лет он будет означать человека развратного поведения просто-напросто.

Н. БАСОВСКАЯ: А тогда вольного.

С. БУНТМАН: Вольнодумца и развратного поведения.

Н. БАСОВСКАЯ: А пока это вот так. Сервет казнен. Это, конечно, чудовищная казнь. Меня, например, вот – не могу сказать, почему – огорчает, что Кальвин так запятнал свое имя. Все-таки всякая власть… а у него власть духовная была колоссальная и вместе с тем и политическая, он влияет на любые решения в Женеве. Его не могло не волновать, что в Женеву прибывает очень много эмигрантов-протестантов, бегущих от преследования католиков, из разных стран, в том числе из Франции очень много, что они все идут к нему как бы на поклонение. Он уже почти божество, некое протестантское божество в их глазах. При этом купечество Женевы выигрывает, торговля их взлетает, у них очень много связей, контакты увеличиваются. Женева, при всей строгости бытового поведения, не потеряла в финансовом отношении. И все-таки вот омрачать свою личную судьбу что ли… я не знаю, я совершенно не религиозный человек, но так и хочется сказать, что божьи предупреждения-то были – допустим, через детей. И вот еще, жестокости. При нем, посчитали специалисты, вынесено 58 смертных приговоров. Да как… неужто ему не страшно было ночью спать? 76 решений об изгнании людей, неправильно себя ведущих, из города.

С. БУНТМАН: Но это была борьба, это была борьба. Он утверждал себя в очень тяжелой обстановке. Так обычно всегда оправдывают.

Н. БАСОВСКАЯ: Это точно. Но я не могу с этим смириться. До смешного иногда, до нелепости доходило. Вот эти соглядатаи, которые подглядывали от имени Консистории, кто как себя ведет, подглядели за какими-то плотниками, столярами что ли, плотниками, которые во время обеда позволили себе слишком много сладких булочек съесть. Им вынесли порицание за такую вот неумеренность в поедании сладкого.

С. БУНТМАН: Но у него будут еще могучие ученики, которые даже несколько дальше пойдут.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Всякий фанатизм, он все-таки очень страшен. И его фанатизм – в какой-то мере это было и самосожжение. Вот даже и в смысле личностном, и в смысле здоровья. Перечисление его болезней просто пугает. Вот в категориях того времени. Ну, с детства постоянные мигрени. Это могло быть, конечно, результатом страшного умственного перенапряжения. Лихорадка. Ну, в те времена лихорадкой называли практически все. В конце концов, я полагаю, что он заработал туберкулез. Одышка. Ну, бесконечные проповеди, страстные, долгие, длинные. Он себя не щадил. Подагра. Ну, и, в конце концов, то, что привело к его смерти и которое также наивные источники называют кровохарканьем. 6 февраля 1564-го года он не сумел закончить проповедь, ибо пошла горлом кровь. Видимо, это был туберкулез, которого тогда не знали, не понимали и не умели лечить тем более. Его унесли домой. Ну что, не послал ему Господь очень легкую смерть и избавление от земных страданий: с 6 февраля по 27 мая 1564-го года он мучительно болел и мучительно умирал в своем доме. Скончался дома, заранее приняв все, по своему видению, правильные христианские обряды, в своем варианте. Наследство его оказалось мизерным, достались племянникам в основном книги, дорогая коллекция богатая книг. Мизерное наследство, по сравнению с богатыми людьми в той же Женеве. Похороны, по его завещанию, были скромными. Кальвин ушел, но тысячи общин, которые он основал, остались, и под знаменем его идей пройдут борьба за свободу в Нидерландах в 16-м веке, за свободу от испанского владычества, армия Кромвеля в 17-м веке будет идти в бой, распевая протестантские псалмы, американские колонисты, первые в Америке, будут кальвинистами во множестве. А французские кальвинисты, которых сегодня совершенно правильно назвали наши слушатели, они, в сущности, тоже будут применять эти лозунги для борьбы против крайностей абсолютизма. Так что, как в детстве спрашивают, он хороший или плохой? Не знаю.

С. БУНТМАН: Какой есть.

Н. БАСОВСКАЯ: А вы еще лучше сказали. Какой был.

С. БУНТМАН: Какой был. Наталья Басовская, это программа «Все так». До свидания

В глубине сердца нам надлежит хранить терпение и любовь к врагам. В то же время наши внешние действия должны отвечать тому, что мы сознаем полезным для спасения возлюбленных нами врагов

«Наставление в христианской вере», 1536 год

Юрист, филолог, богослов и проповедник. Основатель нового направления в протестантизме, оказавшегося во многих отношениях более радикальным, нежели лютеранство. Работал и проповедовал в нескольких городах Швейцарии и в Страсбурге, но основной ареной его деятельности стала Женева, в которой он на долгие годы стал неформальным правителем. При его жизни Женева превратилась в альтернативный центр протестантизма, принимавший эмигрантов со всей Европы. Учение Кальвина быстро стало господствующим в Голландии, Шотландии, некоторых регионах Венгрии (Трансильвания) и Германии. Благодаря английским переселенцам рано попало в Америку, где до сих пор представлено сразу несколькими традициями.

Вольтер, недовольный скукой женевских нравов, сказал о Кальвине, что тот упразднил монастыри только затем, чтобы превратить в монастырь весь мир. Но в Женеве, столице первоначального кальвинизма, Вольтер жил в 1750-е; его тогда навестил там Казанова, оставивший несколько мимолетное описание города, конечно, довольно патриархального, но все равно не без приятностей: музыка играет, штандарт скачет, даже новомодные английские «чехольчики», изобретенные лекарем Кондомом, и те в ходу.

А вот двумя столетиями раньше Вольтеру и особенно Казанове в Женеве бы не поздоровилось. Нужно еще поискать антиутопию, которая выглядела бы менее приветливо, чем этот «Новый Иерусалим» во времена почти двадцатипятилетнего (1541-1564) правления Жана Кальвина.

Под запретом музыка и танцы, паштеты и дичь, живопись и скульптура, свадебные застолья и похороны, отмеченные хоть чем-то, кроме безразличного закапывания гроба в землю. Одежда и прически строго регламентированы, любое отклонение от уравнивающих всех скупых стандартов карается штрафом, а то и тюрьмой. Шутка - подозрительна, шумный смех - неуместен, божба - оскорбительна, а брань уж тем более.

Нельзя называть детей иначе, чем библейскими именами (Луи, Женевьевы, Николя, Гийомы, Анри - прощайте). Нельзя праздновать Масленицу, Пасху и Рождество. Нельзя проводить воскресенье иначе, чем в благочестивом недеянии. Нельзя пропускать проповедь без чрезвычайно уважительной причины; если заболел - зови приходского пастора на дом. Собственно, и церковь менять нельзя: куда приписан, туда и ходи.

В католической Европе XVI-XVIII веков для мирян хождение к обедне - целый сгусток социально-эстетических трансакций (не всегда высокодуховных, признаем это), куда помимо посильного участия в богослужении входят впечатления от оформления храма, от органных раскатов, от музыки, от размеренных жестов священников и от кадильных ароматов. Но церкви реформатской Женевы развлекать публику не стремились вот совсем. Все голо, все просто. Воспоминание Тайной вечери, сурово-деловитое, как партсобрание. Сданы в утиль и образа, и органы. И даже колокола - действительно, зачем в городе с такой образцовой дисциплиной нужны какие-то устройства для того, чтобы созывать горожан на богослужение? И так придут.


Тем более что выбора у них, собственно, и не было. В Женеве под присмотром и светских, и духовных властей действовала хорошо отлаженная система надзора и сыска. С рутинными рейдами по домам - а ну как некий гражданин прячет под подушкой запрещенную литературу, католические четки-«розарий» или ломоть пирога с олениной? С системой учета - кто пропустил очередную проповедь, кто дерзко стирал портки в воскресенье. И валом доносов: грузчик невольно ругнулся, взваливая на спину тяжелый куль,- и все, каталажка, если не хуже.

Потому что система правосудия и наказаний в Женеве так и осталась старой, средневековой; помноженная на кальвинов ригоризм, она превратилась в террор - с пытками, показательными процессами против ведьм, распространителей чумы, еретиков, политических противников, с многочисленными казнями. В том числе огненными: католическая инквизиция не изобрела сожжение еретиков на костре, это старая, еще позднеримская норма, которую Кальвин почел за нужное сохранить. Dura lex, sed lex.

Пока дело ограничивалось внутригородскими расправами, все это вызывало мало протестов извне. Но когда на женевский костер отправился Мигель Сервет, врач и анатом с европейской славой, отрицавший существование Троицы, умеренно настроенные адепты женевского «князя реформаторов» по всей Европе все-таки возроптали втихомолку: не пристало ли нам все-таки трактовать свободу совести хоть немножко шире?.. не стоило ли вести себя иначе, чем повел бы себя с Серветом трибунал папистов?..

Как бы то ни было, оппозицию внутри города Кальвин сокрушил. До самой смерти он возглавлял Женеву - безжалостный, не знающий, как и его Бог, уступок и снисхождения, хрупкий и болезненный, но наделенный адамантовой волей. И абсолютной, космической уверенностью в собственном авторитете: со своего скромного креслица в женевском соборе Св. Петра он правил своими верными так же властно, как и тот, кто сидел на кафедре Св. Петра в Риме.

Предопределение Божие неумолимо, учил он. Одни родились на свет ради вечной жизни, другие - только ради вечной погибели. Не за всех пострадал и умер Христос, а только ради избранных, которым после безрадостной целожизненной борьбы доведется частично преодолеть порчу своей падшей природы. Впрочем, и от века осужденные все равно обязаны жить в самом суровом благочестии - хотя и это ни на йоту не изменит их участь.

Что, помимо его воли, так привлекало в нем? Почему за ним шли люди, в большинстве своем не жаловавшиеся на деспотизм? Почему его учение с энтузиазмом принимали города, области и королевства?


Отчасти - порыв праведного и отчаянного противостояния миру, сознание причастности к великой борьбе избранных и проклятых. То, что такое в принципе действует, современная хроника происшествий, увы, свидетельствует куда как уверенно. Как писал Жюль Мишле: «Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников... Если где-нибудь в Европе требовалась кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек стоял уже наготове в Женеве - он поднимался и шел на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы».

Отчасти - проповедь бытовой умеренности, самодисциплины, «мирской аскезы». Да, все люди изначально рождаются неравными. Но это умеряется тем, что вести-то себя все должны одинаково, совершенно одинаково. Всяк делай то, к чему призван, не трудящийся да не ест. Роскошь проклята, но финансовое преуспеяние хоть в сапожном деле, хоть в книготорговле, хоть в банковских операциях - благословение Вседержителя, умножавшего некогда стада Авраама, Исаака и Иакова. Только капитал нельзя ни запирать в сундуках, ни бездумно тратить: в дело, в дело его.

Ну или в благотворительность. В отличие от Лютера, Кальвин без восторга относился к монархии, республику (хотя и аристократическую) он считал более совершенной формой правления и подкреплял это ссылками не только на Аристотеля, но и на Ветхий Завет (1 Цар. 8). Люди должны самоорганизовываться, люди должны иметь право голоса (формально и его Женева была демократией почище Афин), люди должны помогать друг другу - и нищеты в кальвинистских обществах в самом деле стало бесконечно меньше.

Традиционную структуру средневекового общества все это окончательно разрушило, дав и некоторые начертания для новых социальных форм. Но занятно, что при всем том в глубине своей кальвинизм, как верно подметил однажды Макс Вебер,- он ведь совершенно не про социальность.

Принято считать, что человек Нового времени с определенного момента мучительно ощущал заново открывшееся ему вселенское одиночество и крушение всех привычных мировоззренческих структур. Принято также видеть отражение этого самого ощущения в основном в искусстве, в разнообразных «кризисах гуманизма» - Марло и Шекспир, Микеланджело и маньеризм. Но и здесь, в изначальной реформатской психологии, ведь то же самое - и с какой силой явленное. Нет никого - ни духовника с его советами и требами на все случаи жизни, ни римского папы с его таинственной «сокровищницей сверхдолжных заслуг», ни добрых святых, помогающих кто от зубной боли, кто от грыжи. И даже сам Бог насчет тебя, собственно, все и так решил мириады тысячелетий назад - и ничего тут уже не изменишь. Ты один. Как хочешь, как можешь, так и справляйся.

КАЛЬВИН Жан (Calvin , латинизированная форма Calvinus , франц. Cauvin , Ковен) (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Кальвина - «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, Кальвин превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Приобщение к протестантству

Отец Кальвина служил распорядителем при дворе местного епископа. В 1523 он послал сына в Париж для изучения теологии. Жан учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к и Лефевру д"Этаплю. В 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению Сенеки «О снисходительности».

В эти же годы Кальвин познакомился с учением . Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство, не сохранилость. Но в 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж.

Кальвин поселился на севере Швейцарии - в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии. В это время выходит первое издание его главного труда «Установления христианской веры» (1536) - систематический свод протестантского вероучения. В 1536 Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Реформация в Женеве

Реформационное движение в Женеве тесно переплеталось с борьбой за независимость от герцога Савойским. В значительной степени горожане принимали протестантизм из политических соображений, надеясь на военную помощь со стороны протестантского городов Северной Швейцарии. Кальвин развернул в городе энергичную протестантскую пропаганду, предложил ввести в Женеве суровые постановления о церковной дисциплине и нравственности горожан, что встретило сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. Женевцы увидели в Кальвине и Фареле прежде всего французских беглецов и не желали менять власть савойского герцога на власть других чужаков. Городской совет Женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал Кальвина и Фареля из Женевы.

1538-1541 годы Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. В это время опубликованы его комментарии к «Посланию к римлянам» апостола Павла. В 1540 Кальвин женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве.

Тем временем идеи, проповедованные Кальвином в Женеве, завоевывали симпатии все большего числа горожан. Они просили своего духовного учителя вернуться назад. В сентябре 1541 Кальвин вновь приехал в Женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная Кальвину группировка, так называемые либертины. В Женеве Кальвин прожил до конца жизни и основал новое направление в протестантизме - кальвинизм.

Кальвинизм

Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» - новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.

В Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, но его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма, и единомышленники Кальвина именно так ее и воспринимали. Недаром Кальвин был прозван «женевским папой» - Женева должна была стать протестантским Римом. В частности, поэтому Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.

Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан, в особенности детей. Для выполнения этой задачи Кальвин провел ряд реформ направоенных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административые меры, направленные на укрепление морали и против «римско-католических суеверий». Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех.

Подобная суровость не могла не вызвать сопротивления. Недовольные поддерживали либертинов, с которыми Кальвин вел борьбу долгие годы. Будучи человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей, заразить их своей верой, Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он крайне нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. Особенную ненависть Кальвина вызывали анабаптисты, которых он обвинял в безбожии. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни.

В 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации», ибо тогда впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. К 1555 борьба Кальвина с либертинами была окончена. Он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал Женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих.

В теологии Кальвин развил учение о безусловном предопределении. По его убеждению Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу.

 

 

Это интересно: