Когда введена штатная должность отрядного вожатого. Должностные обязанности вожатого
Исходя из Типовых штатов, следует, что должностные обязанности вожатого и воспитателя весьма близки. В порядке проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (приложение к приказу Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 2688) вообще о должности «вожатый» говорится лишь в скобках: п. 3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и подростков.
В каждом лагере с вожатым или воспитателем на время работы заключают трудовой договор. Пункты о правах и обязанностях зафиксированы в нем и могут варьироваться в зависимости от специфики лагеря.
Рассмотрим типовые должностные обязанности вожатого.
Общие положения.
К работе вожатого допускаются лица:
· достигшие 18-летнего возраста;
· прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в ДОЦ.
Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы ДОЦ.
В своей работе вожатый подчиняются начальнику ДОЦ, старшему вожатому.
Права вожатого.
Отрядный вожатый имеет право:
· знакомиться с проектами решений администрации ДОЦ, касающихся его деятельности.
· вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности ДОЦ и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности ДОЦ недостатков.
· запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов ДОЦ информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Обязанности вожатого.
Вожатый несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции и ставит в известность начальника ДОЦ.
Отрядный вожатый обязан выполнять следующие функции:
· обеспечивать выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролировать соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
· обеспечивать неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
· организовывать обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
· организовывать дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
· следить за чистотой и порядком в комнатах. Организовывать влажную уборку помещений.
· составлять, в соответствии с общелагерным, отрядный план работы, согласовывать его со старшим вожатым и отчитываться в его выполнении.
· участвовать в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
Ответственность вожатого.
Отрядный вожатый:
· несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей;
· несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
Вожатому запрещается:
· пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации ДОЦ собрания педагогических работников;
· оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время;
· самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения администрации ДОЦ;
· допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения администрации ДОЦ;
· употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории ДОЦ, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
· применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.).
Распоряжением администрации ДОЦ для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины ДОЦ влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.
Правовые основы деятельности вожатого
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА В ДОЦ
· Медицинская книжка.
В ДОЦ, которые закреплены за определенными медицинскими центрами, или имеют свои поликлиники, руководство само делает для вожатых медицинскую книжку. Но такое случается крайне редко – в большинстве случаев, вожатому на руки дают бегунок со списком врачей и анализов. Правительство Москвы ежегодно в летнюю лагерную кампанию издает постановление, на основании которого прохождение врачей и сдача анализов для вожатых осуществляется бесплатно в поликлинике по месту их жительства, а также в кожно-венерологическом диспансере, где проводится анализ крови на сифилис и мазок на заболевания, передаваемые половым путем, осмотр дерматовенеролога.
Вообще, профилактический медицинский осмотр можно осуществить в любом лечебно-профилактическом учреждении, имеющем соответствующую лицензию.
О том, какие именно анализы вам нужно будет сдать и какие заключения внести в медицинскую книжку, вам в любом случае подробно расскажет администрация ДОЦ при устройстве на работу.
· Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. При устройстве на работу в ДОЦ страховое свидетельство нужно для того, чтобы администрация ДОЦ могла подать индивидуальные сведения на работника в Пенсионный фонд.
Если у вас нет страхового свидетельства, сделать его вам может помочь Администрация ДОЦ. Для этого вы должны заполнить специальную анкету у работодателя. Затем анкета в течение двух недель с момента заключения трудового договора или договора подряда передается работодателем в органы Пенсионного фонда, а территориальное отделение ПФР, в свою очередь, в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица, открывает индивидуальный лицевой счет и оформляет страховое свидетельство.
· Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
ИНН выдается в налоговой инспекции по месту жительства после предъявления паспорта и подачи заявления. Выдача свидетельства производится в течение не более чем пяти дней.
· Справка с места учебы.
· Паспорт гражданина РФ.
· Справка об отсутствии судимости.
Перейдем непосредственно к правовым основам работы вожатого, и в первую очередь рассмотрим права и обязанности детей, установленные законодательством и внутренним распорядком ДОЦ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет .
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Права и обязанности детей и подростков в ДОЦ, как правило, регламентированы внутренним распорядком ДОЦ, ознакомление с которым предполагается при составлении родителями договора с администрацией ДОЦ и выдаче им путёвки. Родители ребенка, а так же сам ребенок перед началом смены подписывают памятку, в которой прописаны правила внутреннего распорядка.
Дети и подростки по правилам внутреннего распорядка ДОЦ имеют право:
· на выбор видов деятельности, реализацию творческих, познавательных интересов;
· на уважение собственного человеческого достоинства;
· на свободу мысли, совести, религии;
· на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
· на поиск, получение и передачу информации любого вида;
· в случае возникновения конфликтной ситуации требовать от администрации лагеря её объективной оценки в принятии действенных мер;
· на охрану своей жизни и здоровья, имущества;
· на получение квалифицированной медицинской помощи в случае заболевания или травмы;
· обращаться за разъяснением возникающих проблем по вопросам быта, питания, медицинского обслуживания;
· на участие в управлении деятельностью в системе органов самоуправления;
· на защиту прав и свобод, определенных Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ.
Дети и подростки по правилам внутреннего распорядка ДОЦ обязаны:
· уважительно относиться к работникам ДОЦ;
· не совершать действия, наносящие вред своему здоровью и здоровью окружающих, в случае недомогания немедленно известить своего воспитателя, вожатого или медицинского работника;
· выполнять санитарно-гигиенические требования по уходу за собой, своим личным имуществом;
· принимать участие в самообслуживающем труде (уборка спального места и помещения, территории, дежурство столовой);
· выполнять распорядок дня, установленный в ДОЦ;
· бережно относиться к природе и растительности;
· незамедлительно сообщать воспитателю, вожатому, администрации ДОЦ о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, случаях травматизма;
· не допускать действий, словесных выражений, поступков, оскорбляющих достоинство другого человека.
Помимо этого, внутренним распорядком ДОЦ детям и подросткамкатегорически запрещается :
· курение;
· употребление спиртных напитков;
· самостоятельное хождение за пределами территории без сопровождения педагога;
· посягательство на имущество других людей и государственное имущество.
Перейдем к правам и обязанностям вожатого.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО
Исходя из Типовых штатов, следует, что должностные обязанности вожатого и воспитателя весьма близки. В порядке проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (приложение к приказу Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 2688) вообще о должности «вожатый» говорится лишь в скобках: п. 3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и подростков.
В каждом лагере с вожатым или воспитателем на время работы заключают трудовой договор. Пункты о правах и обязанностях зафиксированы в нем и могут варьироваться в зависимости от специфики лагеря.
Рассмотрим типовые должностные обязанности вожатого.
Общие положения.
К работе вожатого допускаются лица:
· достигшие 18-летнего возраста;
· прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в ДОЦ.
Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы ДОЦ.
В своей работе вожатый подчиняются начальнику ДОЦ, старшему вожатому.
Права вожатого.
Отрядный вожатый имеет право:
· знакомиться с проектами решений администрации ДОЦ, касающихся его деятельности.
· вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности ДОЦ и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности ДОЦ недостатков.
· запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов ДОЦ информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Обязанности вожатого.
Вожатый несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции и ставит в известность начальника ДОЦ.
Отрядный вожатый обязан выполнять следующие функции:
· обеспечивать выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролировать соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
· обеспечивать неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
· организовывать обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
· организовывать дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
· следить за чистотой и порядком в комнатах. Организовывать влажную уборку помещений.
· составлять, в соответствии с общелагерным, отрядный план работы, согласовывать его со старшим вожатым и отчитываться в его выполнении.
· участвовать в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
Ответственность вожатого.
Отрядный вожатый:
· несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей;
· несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
Вожатому запрещается:
· пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации ДОЦ собрания педагогических работников;
· оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время;
· самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения администрации ДОЦ;
· допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения администрации ДОЦ;
· употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории ДОЦ, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
· применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.).
Распоряжением администрации ДОЦ для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины ДОЦ влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.
Похожая информация.
Создавая резюме вожатого в лагерь нудно обратить внимание на несколько важных аспектов: опыт работы, навыки общения с детьми, знания и образование. От правильного и полного освещения этих пунктов в документе зависит заинтересованность работодателя в соискателе. Работа в лагере требует полной самоотдачи, эмоциональной вовлеченности в рабочий процесс. Обязательно надо указать опыт работы с детьми. Это не обязательно аналогичная должность. Под этот пункт подходит любая преподавательская или организационная работа в школе, в пришкольных лагерях, дошкольных учебных заведениях, опыт проведения праздников, организации анимации для детей в отелях и других местах отдыха.
От будущего вожатого требуется , организовывать их досуг, улаживать конфликты и формировать позитивное настроение в детском коллективе. Рядом с указанием позиций опыта работы необходимо перечислить функциональные обязанности и проблемы, которые приходилось там решать.
Какие навыки обязательны для работы вожатого
После указания предыдущих мест работы важно акцентировать внимание на навыках соискателя. Это могут быть любые , которые помогали на прошлой работе и могут пригодиться в детском лагере. Например:
- проведение праздников, написание сценарием к тематическим дням;
- общение с родителями детей;
- проведение воспитательных бесед с детьми, тренингов;
- организация спортивных и игровых мероприятий, конкурсов;
- подготовка детей к выступлениям на фестивалях, соревнованиях;
- создание творческих проектов с детьми;
- устранение конфликтов внутри детского коллектива.
Существующие навыки и умения можно указывать возле предыдущих мест работы, акцентировав внимание на том, что каждая занимаемая ранее позиция повлияла на формирование педагогической компетенции соискателя. В этой работе ценится склонность к организационной работе, умение вдохновить и нацелить на общую работу большой детский коллектив, сформировать в них чувство общности и командный дух. Эти умения и составляют обязанности вожатого в лагере. Для резюме следует выбрать 3-4 пункта.
Полезными для получения работы вожатого будут также творческие умения: написание стихов, песен, игра на музыкальных инструментах, умение рисовать, лепить, шить, вышивать и другие виды творческой деятельности.
Должностные обязанности вожатого
Должностные обязанности вожатого
Общие положения:
§ К работе вожатого допускаются лица:
Достигшие 18-летнего возраста;
Прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.
§ Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.
§ В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.
§ Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя - 6 дней.
Обязанности вожатого:
Отрядный вожатый выполняет следующие функции:
§ Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
§ Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
§ Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
§ Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
§ Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
§ Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.
§ В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
§ Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
§ Ответственность вожатого
§ Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
§ Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
§ Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
Вожатому запрещается:
§ Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
§ Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.
§ Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.
§ Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.
§ Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)
§ Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.
§ Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
§ Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.
Права вожатого:
§ Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.
§ Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.
§ Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Кодекс вожатого
(Произвольная форма)
Вожатый обязан :
§ Нести ответственность за детей
§ Решать детские конфликты
§ Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени
§ Следить за гигиеной
§ Быть трезвым
§ Сплачивать детей
§ ВСЕГДА быть в доступе
§ Соблюдать режим дня
§ Организовывать досуг детей
§ Находить общий язык с напарником
§ Знать об индивидуальных особенностях детей
§ Отвечать за здоровье детей
§ Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики и т.д.
§ Ссориться с напарником ПРИ детях
§ Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами
§ Наказывать детей физически
§ Отпускать детей одних за территорию лагеря
Вожатому следует :
§ Знать детей по именам
§ Подавать положительный пример
§ Знать межличностные отношения в отряде
§ Знать о семье, родителях ребенка
§ Следить за приемом пищи
§ Частично воспитывать
§ Следить за своим здоровьем
§ Смывать косметику с девочек
§ Иметь план Б
§ Поощрять решение конфликтов вербально
§ Следить за интимными отношениями между детьми
§ Не давать невыполнимых обещаний
§ Нести позитив
Вожатому не следует :
§ Спать у детей в палатах
§ Кричать на детей
§ Выделять любимчиков или отщепенцев
§ Нарушать покой детей во время сна
§ Клянчить у детей
§ Делить отряд на стареньких и новеньких
§ Излишне доверять детям
§ Наказывать детей
§ Показывать свои негативные эмоции
Порядок оказаниямедицинской помощи
Несовершеннолетним в период оздоровления
И организованного отдыха
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним (далее – детям) в период оздоровления и организованного отдыха.
2. В оздоровительные учреждения (далее – учреждения) направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха.
3. Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:
проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение), осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия врачами общей практики (семейными врачами),
в период пребывания детей в учреждении, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях.
4. На первом этапе оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха врачом-педиатром,врачом общей практики (семейным врачом) проводится организационно-подготовительная работа (перед выездом детей в лагерь), включающая:
комплектование медицинского кабинета лекарственными средствами для медицинского применения (в том числе иммунобиологическими препаратами), медицинским оборудованием, инструментарием, перевязочным материалом; дезинфицирующими средствами, инсектицидами, репеллентами и педикулоцидами;
проверку медицинских документов на каждого сотрудника учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации против дифтерии, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения);
участие в комиссии по определению готовности учреждения, в том числе медицинского пункта, к приему детей (предварительный осмотр помещений и проверка готовности к приему детей, в том числе медицинского пункта, мест занятий физкультурой и спортом), к организации оздоровительной работы, рациональному питанию, физическому воспитанию.
осмотр кожных покровов и видимых слизистых, волосистой части головы детей в день заезда перед посадкой их в транспорт, проверка медицинской документации;
распределение совместно с руководителем учреждения или уполномоченным им лицом детей по отрядам с учетом возраста и состояния здоровья;
информирование руководителя закрепленной за учреждением медицинской организации о результатах осмотра детей (продолжительность смены (дата заезда, дата отъезда), запланированное количество детей в смену (по количеству проданных путевок), количество осмотренных детей, количество недопущенных детей, в том числе по медицинским показаниям, отсутствию медицинской документации);
сопровождение детей в учреждение.
5. Организация и оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха в учрежденияхосуществляется врачом-педиатром (врачом общей практики), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем учреждения.
6. Врач-педиатр (врач общей практики) возглавляет медицинский пункт, который является структурным подразделением учреждения и создается для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха.
7. На должность врача медицинского пункта учреждения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292), по специальности «педиатрия», «организация здравоохранения» или «лечебное дело», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).
8. Деятельность медицинского пункта, включающего кабинет врача, кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет и изолятор (2 палаты для капельных и кишечных инфекций с числом коек 1,5-2% от числа детей в учреждении), осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, настоящим Порядком и учредительными документами учреждения.
9. Штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения медицинского пункта учреждения определяется объемом проводимой медицинской работы и числом обслуживаемых детей с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала медицинского пункта учреждения и рекомендуемого стандарта оснащения медицинского пункта учреждения, установленных приложениями № 1 и 2 к настоящему Порядку.
10. В целях оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции:
организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровитель- ных мероприятий;
наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;
проведение антропометрических и физиометрических (динамометрия и спирометрия) исследований детей в первые 1-2 дня от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания;
осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1-3 дня до окончания смены с ведением учета осмотров;
информирование руководителя учреждения, воспитателей и сотрудника, отвечающего за физическую культуру, о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция;
направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;
оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар;
обеспечение информирования родителей (законных представителей) в случае направления ребенка на стационарное лечение;
обеспечение регистрации инфекционных заболеваний, необычных реакций на прививку лиц, пострадавших от укусов иксодовымиклещами
Больных чесоткой и микозами после консультации дерматолога, сообщение в уполномоченные органы о случаях инфекционных заболеваний среди детей и персонала учреждения;
проведение иммунопрофилактики;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;
осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи; проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания; отбор суточной пробы.
осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, мест для купания, за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми;
осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий (физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья детей, походов, экскурсий, соревнований и др.);
обеспечение медицинского сопровождения детей во время походов, проведения купаний, экскурсий;
ведение медицинской документации в установленном порядке;
взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей, охраны здоровья;
обеспечение сбора, хранения и уничтожение медицинских отходов в соответствии с установленным порядком;
проведение анализа показателей работы медицинского пункта, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества медицинской помощи детям.
12. Примерный перечень лекарственных средств для медицинского применения и изделий медицинского назначения, используемых медицинским пунктом учреждения для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха, изложен в приложении № 3 к настоящему Порядку.
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, "изнутри" воздействовать на общественное мнение.
13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
16-17 лет – юношеский возраст.
Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.
Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.
Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.
Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.
Во-первых, создается впечатление, что у этих ребят хороший такой Энерджайзер в попе!! Если выражаться приличней, то данный возраст характеризуется повышенной физической активностью. Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! Отсюда выводы – следить нужно за малышами в оба глаза, иначе травмы не заставят себя долго ждать! Причем они могут даже не придать значения ей, подняться, и поскакать дальше, а потом выясняется, что у ребенка сильный ушиб, сотрясение или еще что-нибудь. Но! Не стоит сильно нагружать ребят, их повышенная работоспособность носит относительный характер – они начинают уставать через 25-30 минут какого-либо занятия.
Также они быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда второй вывод – смена деятельности! Подвижные игры сменяем спокойными, прогулки и различные качели, карусели -песнями, подготовку к мероприятию и репетиции – коллективным валянием, массажем вожатому, и т.д. Поэтому отличительными особенностями этого возраста являются: активность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость.
Если есть возможность, то периодически опускайся (лишь физически) до уровня ребёнка, говори на его языке - будет хороший уровень доверия, а если что случится - встань и “а покажи кто выше” - он всё поймёт, на этом контрасте очень легко управлять детьми и развлекать их, с одной стороны ты им ровня - пока с ними ползаешь и играешь, а как встал - так сразу понятно, кого надо слушаться. основная специфика возраста - несамостоятельность, зависимость от помощи извне (особенно психологической) и понимание - когда драка это игра, а когда уже кто-то обижает.
Многие вожатые считают, что младшие ребята совершенно не способны что-либо делать сами, но это далеко не так. Они вполне способны к появлению самостоятельности, хорошо понимают, что такое ответственность, и просто обожают, когда вы что-либо доверяете только им! Дашь мелкое задание, и скажешь при этом "Это Очень важно", и ребёнок счастлив до потери пульса. Самое главное, всё время показывайте им, что каждый вам дорог и каждого вы любите и цените. Старайтесь избегать фраз, типа "ты ещё маленький", старайтесь всё таки хоть как-то содержательно отвечать на бесконечные "а почему". Надо попытаться организовать работу так, что не самому каждые 5 минут пересчитывать детей, а разбив их на палаты назначит главного (эти дети любят любые игры, а тем более игры во взрослых, главного можно менять периодически) и пусть он со своей стороны следит за присутствием своих подопечных, разбить детей в строю на четко определенные пары и в определенном положении в строю (ну какая пара за какой). В этом случае тебе будет легче сразу понять все ли здесь и дети тут же сразу тебе все изложат кого нет. да и куда он ушел.
Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека. Ребенок будет слушаться вас просто потому, что вы старше. В вашем отряде вы будете для детей "мамой" или "папой". Поэтому в первую очередь обязанности вожатого, работающего на младшем отряде, заключаются в организации быта ребенка. Многие дети в этом возрасте еще не умеют ухаживать за собой. Вам придется следить за тем, чтобы у ваших подопечных было чистое белье, сухие носки и обувь, придется причесывать по утрам девочек и заплетать им косички. Детям надо помогать поддерживать чистоту в палате, застилать постель, наводить порядок в тумбочках. Вам придется, постоянно находится с вашими детьми, следить, как бы, кто-нибудь не поранился, не ушибся. Дети плохо помнят свои носимые вещи, поэтому желательно обратить внимание при приеме от родителей - помечены ли их вещи индивидуальной меткой.
Ребята в этом возрасте – маленькие обезьянки, их способность подражанию и копированию можно оценить на отлично! Причем, повторяют они без разбора и хорошее, и плохое; чаще стараются копировать старших, т.е. вожатых, воспитателей, так что не удивляйтесь, если ваши привычки увидите у своих малышей в отряде! И лучше, если привычки будут хорошими, а не плохими.
Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми связанные с этим. Вместе с тем у детей данного возраста появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, что наносит отпечаток на отношения к поступкам ровесников. Именно это новообразование - критическое отношение к действиям других детей, является основной причиной конфликтов среди ребят данного возраста. Вожатому необходимо понимать данную особенность, не позволять втягивать себя в конфликты. Самой эффективной мерой в таких случаях может стать метод «тайм-аута» . Вместо вовлечения в спор о том кто прав, а кто виноват, просто признайте, что существуют различия во мнениях, но разрешать эти различия должны сами ребята. Только большая эмоциональная возбужденность мешает это сделать рационально. Попросите детей побыть в разных палатах в одиночестве, но особенно отметьте, что это не наказание, это всего лишь тайм-аут, то есть перерыв, и, как только они почувствуют себя лучше, они сами могут выйти из комнат, и, если захотят, самостоятельно обсудят данный вопрос, а может быть уже никогда к нему не вернутся. Метод тайм-аута лучше всего объяснить в тот момент, когда никакого конфликта еще нет, тогда дети отнесутся к нему более спокойно в случае, когда вы к нему прибегните. Часто имеет место также специфичность взаимоотношения полов в младшей возрастной группе .
Ни в коем случае не говорите ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал». В таком состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что вина, стыд и раскаяние заставят его вести себя лучше. Напротив, фраза: «Находясь в палате, сделай, что-нибудь чтобы почувствовать себя лучше. Почитай книгу, поиграй в игрушки, поспи» - гораздо более полезна.
И, наверное, главное в работе с таким возрастом – игра, игра, и еще раз игра. Нужно собрать мусор на территории? – «А теперь устраиваем соревнование муравьев! Кто больше всех принесет фантиков, бумажек, тот и станет сегодня главным в нашем муравейнике!» Нужно быстрее успокоить их в тихий час? «Мы попали в страну, где все разговаривают носами и ушами, давайте учиться!» Не хотят на зарядку? «Ребята, сегодня днем все летим в космос, надо пройти предполетную подготовку!» Еще очень хорошо действует метод «А спорим тебе слабо…..?»
Самый главный плюс в этом возрасте это, что этих детей очень легко завести - любой игрой, если есть фантазия, то всё что находится под рукой моментально превращается в забаву. Главное не ленится, и расслабляться с маленькими детьми не стоит, надо постоянно быть с ними (пасти), им не доверишь, как старшим ребятам, какие-то самостоятельные дела (запросто что случится: драка , ссора). Ну конечно минус - это шумовой эффект, к этому надо привыкнуть. А еще их очень легко, в отличие от старших, уложить спать, и вообще сподвигнуть на что-нибудь необходимое. И вообще, младшие дети всегда найдут, чем себя занять. Они будут играть в пятнашки, качаться на качелях, и это совершенно не требует вашего участия. Игру для маленького ребенка можно сделать буквально из всего, даже из построения на полдник. Но если вы решили поиграть вместе с малышами, помните, что для этого возраста больше всего подходят подвижные, бегательные игры. Ну, а если в игре будет много шума, писка, визга - не пугайтесь, - так и должно быть. Прекрасно проходят игры-кричалки, ролевые сказки. Если в вашем багаже есть несколько подобных игр, то занятие для ваших детей вы найдете всегда. Вожатый должен знать множество игр для этого возраста (как подвижных так и развивающих). Старайтесь чаще хвалить ребенка за каждый его успех либо хорошее дело (у маленьких детей даже маленькая удача - большое достижение). Дети любят рисовать, нужно требовать от руководства лагеря больше бумаги, красок, карандашей и проводить больше конкурсов на рисование и выставок (стен много) художественного творчества.
§ принятие - означает то, что для вожатого важно понять внутреннее состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д.
§ подстройка - значит лишь то, что мероприятие должно проводиться, учитывая настрой ребенка в настоящий момент
§ ведение - поясним на примере. Предположим, вам кровь из носу нужно подготовить отрядный вечер, а из детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить, например Ипподром. А затем плавно перейти к основному мероприятию. Т.е. пытайтесьпроводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.
Также для этого возраста эффективен прием - переключение внимания .
Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по родителям.
Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен".
Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура. А ещё малыши обожают делать оригами, аппликации, разгадывать загадки, делать причёски друг другу. Для самых младших непосед хорошо подходят различные соревнования, эстафеты. Например, кто больше пропрыгает на скакалке, попадёт мячиком в кольцо.
Но самое главное маленьких детей надо любить - они мгновенно это чувствуют! Только в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят вожатого, и именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и не наигранное обожание. А еще – они просто солнышки!
Какие наблюдения про этот возраст:
Тоже Энерджайзеры. Только он был в палате, через минуту уже летит сломя голову с мячом, а через пять сидит на дереве. И чтобы он не сломал себе голову, их нужно занимать постоянно. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. По статистике именно дети средне-младших отрядов чаще всего падают с деревьев и качелей. Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнообразными мероприятиями. Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений), интеллектуальные викторины, спортивные игры, конкурсы, подвижные игры.
Проблем с дисциплиной, как правило, с детьми этого возраста нет, т.к. они все еще воспринимают вас как маму с папой, а родителей они привыкли слушаться. Они часто ссорятся и быстро мирятся. Вожатый должен понимать, что встав на сторону одного из ссорящихся он потом останется крайним, т.к. те помирятся. Вожатый не должен занимать чью-либо сторону: он выше этого. Можно наказать обоих: сказать, что не пойдут на дискотеку или другое мероприятие и через несколько минут оба наказанных будут дружить сильнее прежнего и просить у вожатого прощения. Часто невозможно найти виновного, когда обе стороны пеняют друг на друга. Можно выбрать «соломоново» решение – виноваты все; или вынести предупреждение (жёлтую карточку).
Если же определённый ребёнок часто нарушает дисциплину, задирает других, мешает в тихий час или сбегает, то этого ребёнка можно припугнуть, взять за руку и сказать, что идём к директору, потом собирай вещи и домой, либо припугнуть: «сейчас напишешь объяснительную и директор позвонит домой родителям». В этом предложении дети боятся 2 вещей: писать объяснительную «о ужас, что это? Так всё серьёзно» и второе – боятся, что родители накажут, если позвонят домой. Или же посадить писать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать! Объяснительные вообще читать очень весело, особенно если заставить провинившегося полностью описать свой проступок и его причину.
Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности. Нужно поощрять детей и хвалить за каждую сделанную самостоятельно деталь – например, застеленную постель, уборку в комнате, постиранные вещи и др., особенно за участие в конкурсах. С детьми этого возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели, не ругайте детей если они плохо играют, старайтесь больше хвалить. Привыкайте что вам многое надо делать самим: и репетировать и играть с ними и шить костюмы (дети тут плохие помощники). Танцы на сцене с ними лучше ставить не в синхронный форме, а в произвольной, сначала довести до их восприятия ассоциации связанные с танцем, тогда всё получится куда лучше, чем если заставлять их разучивать движения и сотни раз репетировать. Когда работаешь на ассоциациях - три-пять раз прогнал сюжет и готово! Перед некоторыми конкурсами очень сильное напряжение и у детей растёт страх – они могут нервничать, капризничать, не нужно ругать, а успокаивать. Кого-то обнять (если можно), кого-то хвалить, главное – найти способ поддержать. После конкурса продемонстрировать свою радость. Если что-то не удалось – не заметить и сказать,что всё равно было супер.
Какие наблюдения про этот возраст:
Особенности -
§ Податливость, лёгкость на подъём. Взято всё лучшее от старшего (можно общаться на интеллектуальном уровне) и младшего возраста (непосредственность) и, практически нет присущих им недостатков; уже не маленькие, которых ничего не интересует, но ещё и не старшие, у которых всё вызывает противоречие.
§ Стремление к старшим. Подражание вожатым, копирование поведения.
§ Стремление к сплочению. Им нравится отличаться от других, иметь какую-нибудь отличительную феньку - фишку не как у всех.
§ Романтичность (очень хочется, но страшно сделать первый шаг!)
§ Сложность взаимоотношений между полами. Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”, показать личный пример.
закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.
Должностные обязанности вожатого летнего лагеря
Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:
- организация праздников, экскурсий и т. д.;
- поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
- организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
- обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
- организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
- соблюдение прав и свобод подопечных;
- соблюдение этических норм в поведении;
- ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.
Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).
Что представляет собой должностная инструкция вожатого?
В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:
- Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
- Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
- Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
- Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
- Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).
Не знаете свои права?
Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.
Общие положения, функции и задачи вожатого
Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:
- указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
- порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
- порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
- перечень квалификационных требований к работнику;
- список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
- навыки и умения, которыми он должен обладать.
Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).
Права и ответственность в должностной инструкции
Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:
- участие в жизни лагеря;
- защита чести и достоинства;
- выбор методик воспитания и развития детей;
- знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
- защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.
Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:
- Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
- дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
- материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
- административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
- уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
- Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
- неисполнение должностных обязанностей;
- необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
- Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».
Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.
Особенности должностных обязанностей старшего вожатого
Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.
Так, старший вожатый обязан:
- организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
- составлять графики дежурства вожатых;
- организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
- составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
- проводить семинары, совещания, планерки;
- организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
- организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
- осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
- контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.
Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.