→ КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями .

КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями .

Демократия по-российски продолжает совершенствоваться. 18 июня 2017 года вступил в силу закон, приравнявший встречи депутатов с избирателями к митингам. Как теперь нельзя встречаться с населением? Чтобы ответить на этот вопрос, мы внимательно изучили четыре закона, в которые были внесены поправки, и теперь рассказываем вам в нашей традиционной рубрике "Вопрос-ответ".

Что нового в законе?

Если быть точными, то в законах. Изменения внесены в законы о митингах, о статусе депутатов Госдумы, о региональных депутатах и в закон об органах местного самоуправления.

По новым поправкам депутату любого уровня в некоторых случаях придется уведомлять исполнительную власть о намерении провести встречу с избирателями. Закон еще на этапе обсуждения вызвал много вопросов. Что считать публичным мероприятием в целях информирования избирателей о своей деятельности? На каких условиях будут предоставляться помещения? Ответы на многие вопросы даст только правоприменительная практика.

Где депутат может встретиться с населением?

Есть два варианта встреч для депутатов Госдумы, регионального и муниципального уровней с избирателями:

  • В специально отведенных местах и во дворах домов. Официально это звучит так: "помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи".

В законе о региональных и муниципальных депутатах к этой формулировке добавляются еще слова о том, что встреча с избирателями не должна создавать "помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры".

  • В форме митинга, шествия, демонстрации или собрания по правилам проведения этих мероприятий.

Кстати, в закон о митингах добавили формулировку о целях публичного мероприятия: информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата (регионального и местного уровня) с избирателями. Иными словами, встреча депутата с избирателями теперь стала публичным мероприятием.

Надо ли такую встречу согласовывать?

Если депутат проводит встречу с избирателями в форме собрания или одиночного пикета (проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции), то согласовывать не надо.

Не надо согласовывать встречу в "помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии... (далее по тексту из предыдущего пункта)".

Но если это "публичное мероприятие в целях информирования избирателей о своей деятельности", то региональным и местным депутатам надо уведомить власти о его проведении за 5-10 дней .

Для депутатов Госдумы проведение публичного мероприятия приравнено к проведению митинга, демонстрации, шествия. Особых условий по срокам в законе о статусе депутата ГД не прописано, а значит, действуют правила уведомления по закону о митингах. Уведомлять надо за 10–15 дней . Момент важный, и в некоторых СМИ он подается неточно.

Вот еще любопытный момент: депутаты Госдумы, избранные по одномандатному округу, могут встречаться без уведомления властей с избирателями только на своем округе.

А что за специально отведенные места, где можно проводить встречи без согласования?

Специально отведенные места - это места для встреч, которые определяют органы власти.

Чтобы закон заработал по всем правилам, сначала изменения федерального закона должны быть прописаны в краевом. В Алтайском крае, по информации корреспондента , этот вопрос будет обсуждаться не раньше чем на августовской сессии АКЗС.

Впрочем, принятие порядка определения мест и условий (не исключается и вариант определения платы за пользование помещением) возможно и раньше актуализации краевого закона. Пока непонятно, по какому пути пойдут именно в Алтайском крае.

Зачем всё это сделали?

Управляемая демократия требует жестких правил игры. Особенно в отношении оппозиции. Вряд ли депутаты от партии власти особенно пострадают от этих нововведений, а вот оппозиционным будет сложнее.

Официальная же версия такова: "Для соблюдения общественного порядка, обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и иных граждан, бесперебойного функционирования общественного транспорта, иных организаций, обеспечивающих нормальную жизнь любого населенного пункта в РФ".

С одной стороны, раньше депутаты могли использовать свое право проведения мероприятий без согласования и проводить несанкционированные митинги. Но, с другой, бывали ситуации, когда местные власти препятствовали неугодным депутатам проводить встречи с населением, даже если те соблюдали все формальности.

Могут ли депутату отказать во встрече?

Могут, как могут это сделать в отношении митингов и пикетов.

За воспрепятствование проведению встречи депутатов с гражданами будет введена административная ответственность. Но тут много подводных камней, и факт воспрепятствования еще надо доказать.

Изучить поправки к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», вступившие в силу летом нынешнего года, судей попросила группа депутатов Государственной Думы . Они посчитали, что требование проводить встречи с избирателями в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях создают ограничения «для депутатов всех уровней своих обязанностей по проведению встреч с избирателями». Кроме того, необходимость ставить органы исполнительной власти в известность о будущих встречах нарушает конституционный принцип самостоятельности власти - законодательная власть должна подчиняться решению, то есть разрешению исполнительной. Тем самым оказываются нарушены сразу более десятка положений Конституции РФ, в том числе статья 31 о гарантиях права граждан собираться миро и без оружия.

Однако, по мнению представителей органов власти, принявших и подписавших оспариваемый нормативный акт, в оспоренных требованиях нет нарушений Основного закона страны. Уведомительный порядок проведения встречи депутатов с избирателями всего лишь позволяет обеспечить безопасность - как участников мероприятия, так и незадействованных граждан, ведь отказать в проведении встречи чиновники не могут. А депутаты не могут пренебрегать требованиями, установленными для гармонизации публичных и частных интересов. Что касается стихийных встреч депутатов с избирателями, то они вообще не подпадают под действие данного закона, указал в ходе публичных слуше6ния представитель правительства РФ Михаил Барщевский .

Конституционный суд фактически согласился с этими доводами. Положения 107-ФЗ от 7 июня 2017 года признаны не противоречащими Конституции РФ, однако нуждаются в разъяснениях, посчитали судьи. При этом, как пояснил судья Николай Бондарь , толкования даны в порядке абстрактного нормоконтроля, так как исчерпывающему толкованию пока мешает отсутствие правоприменительной практики.

Наиболее простой вопрос - о разграничении власти. КС указал, что встречи депутатов с избирателями проводятся в уведомительном порядке. Регулировать можно лишь время и место такой встречи, и то при наличии серьезных аргументов. «Только альтернативные варианты, но никаких запретов», - пояснил Бондарь. При этом место для проведения встреч предоставляется депутатам всех уровней без внимания платы в порядке очереди, то есть без учета уровня депутата и принадлежности к той или иной партии. Это указание должно обеспечить «соблюдение конституционно обоснованных прав оппозиции».

Также КС указал, что Конституция РФ прямо не регулирует порядок проведения встреч депутатов с избирателями, что дает федеральному законодателю широкие полномочия по установлению такого порядка. В рамках этих полномочий определено несколько видов публичных мероприятий, которые различаются условиями проведения. Например, собрание, которое есть «присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов», предварительного уведомления не требует.

Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов, - пояснил Николай Бондарь. - Если депутат считает целесообразным провести встречу в такой форме, то на него как на организатора митинга распространяются общие требования.

Наиболее сложный момент в таких случаях - разграничить формы. Закон определяет митинг как «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». И если собрание перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан ее приостановить, подать уведомление и возобновить после исполнения всех требований закона. А как это будет в действительности, покажет будущее. По мнению Николая Бондаря, переквалификация депутатских встреч возможна даже в судебном порядке.

На основании этой практики в перспективе законодательство о проведении встреч депутатов с избирателями может меняться и впредь. В решении КС РФ прямо указано, что «законодатель вправе дальше совершенствовать порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с точки зрения пределов распространения на такие встречи законодательства о публичных мероприятиях».

АДМИНИСТРАЦИЯ проект

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении порядка предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями и определения специально

отведенных мест, перечня помещений для проведения встреч депутатов с избирателями

В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от 01.01.2001г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», администрация сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (Приложение).

2. Определить специально отведенные места, перечень помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (Приложение).

3. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании органов местного самоуправления сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области «Вестник сельского поселения Чапаевский» и разместить на официальном сайте администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в телекоммуникационной сети «Интернет».

Глава сельского поселения

Чапаевский

м. р. Красноармейский

Самарской области

Приложение

Утвержден постановлением администрации

сельского поселения Чапаевский

муниципального района Красноармейский

Порядок
предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями

1. Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (далее – Порядок), определяет условия предоставления специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в форме встреч депутатов различных уровней с избирателями в соответствии с ч. 5.3. статьи 40 Федерального закона от 01.01.2001г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Администрация сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (далее – администрация сельского поселения) предоставляет нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности , для проведения депутатом встреч с избирателями.

Администрация сельского поселения обязана обеспечить равные условия для всех депутатов при предоставлении помещений для встреч с избирателями.

3. Нежилое помещение предоставляется в безвозмездное пользование на основании распоряжения администрации муниципального образования на основании письменного обращения (заявления) депутата по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Письменное обращение (заявление) депутата должно быть направлено в администрацию муниципального образования не позднее, чем за две недели до даты проведения встречи.

Нежилое помещение должно быть оборудовано средствами связи, необходимой мебелью и оргтехникой.

4. Заявление о выделении помещения рассматривается администрацией сельского поселения в течение трех дней со дня подачи заявления с предоставлением заявителю соответствующего ответа.

Если испрашиваемое помещение, указанное в пункте 2 настоящего Порядка, уже было предоставлено одному депутату, либо задействовано при проведении культурно-массового или иного мероприятия, администрация сельского поселения не вправе отказать депутату в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время.

5.Обеспечение безопасности при проведении встреч осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации .

6. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

7. Расходы за пользование депутатом нежилым помещением осуществляются из средств местного бюджета .


Примерная форма

__________________________________

(наименование администрации) собственника, владельца помещения

от ________________________________

(Ф. И.О. депутата)

Заявление о предоставлении помещения

для проведения встреч депутата с избирателями

В соответствии п. 5.3. статьи 40 Федерального закона от 01.01.2001г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прошу предоставить помещение по адресу: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(место проведения встречи)

для проведения публичного мероприятия в форме собрания, встречи с избирателями которое планируется «___» ___________ 20__ года в ____________________,

(время начала проведения встречи)

продолжительностью _______________________________________________.

(продолжительность встречи)

Примерное число участников: _______________________________________.

Ответственный за проведение мероприятия (встречи) ____________________________,

(Ф. И.О., статус)

контактный телефон __________________________________________.

Дата подачи заявки: _________________________

Депутат _____________ __________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«____»_________20__ год

Приложение

к постановлению администрации

сельского поселения Чапаевский

муниципального района Красноармейский

Самарской области от 01.01.2001 № _____

Перечень помещений для проведения встреч депутатов с избирателями

Перечень специально отведенных мест,

предоставляемых администрацией сельского поселения Чапаевский

для проведения встреч депутатов с избирателями

1. Площадка перед зданием СДК по адресу: п. Чапаевский, ул. Набережная д. 27

2. Площадка возле дома № 68 по ул. оздвиженка

3. Площадка возле дома № по ул. Центральная п. Новоалександровка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ИРКУТСКИЙ РАЙОН

ОЕКСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОМЕЩЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ МЕСТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ ДЕПУТАТОВ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ, УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 48 Устава , администрация Оекского муниципального образования

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить перечень помещений, специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями (приложение 1).

2. Утвердить порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (приложение 2).

3. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене «Вестник Оекского муниципального образования (официальная информация)», разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Оекского муниципального образования www.сайт.

4. Контроль исполнения постановления возложить на заместителя главы администрации.

Глава администрации Оекского муниципального образования О.А. Парфенов

Приложение 1

к постановлению администрации

Оекского муниципального образования

Перечень помещений, специально отведённых мест

№ п/п
Перечень помещений, специально отведенных встреч
адрес места
нахождения
1
Актовый зал администрации Оекского муниципального образования
с. Оек, ул. Кирова, д. 91 Г
2
Зрительный зал Дома культуры с. Оек
с. Оек, ул. Кирова, д. 91 Д
3
Площадь возле Дома культуры с. Оек
с. Оек, ул. Кирова, д. 91 Д
4
Сельская библиотека в д. Коты

5
Территория возле сельской библиотеки в д. Коты
д. Коты, ул. Депутатская, д. 41А

Приложение 2

к постановлению администрации

Оекского муниципального образования

Порядок предоставления помещений, специально отведенных мест

для проведения встреч депутатов с избирателями

1. Порядок предоставления помещений, специально отведенных мест для проведения встреч депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Иркутской области и представительных органов местного самоуправления (далее – депутаты) с избирателями (далее – порядок) разработан в соответствии с ч. 5.3. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».

2. Администрация Оекского муниципального образования предоставляет нежилое помещение, определенное приложением 1 к настоящему постановлению, для проведения встреч депутатов с избирателями.

3. Помещение предоставляется на безвозмездной основе на основании письменного обращения (заявления) депутата по форме согласно приложению к настоящему положению.

4. В целях предотвращения возникновения ситуации невозможности предоставления помещения, ввиду проведения в этот день мероприятий, определенных планом работы администрации на месяц, письменное обращение (заявление) депутата направляется в администрацию Оекского муниципального образования не позднее чем за две недели до проведения встречи.

5. В случае отказа в согласовании депутатом подается новое обращение (заявление).

6. Решение о предоставлении помещения оформляется распоряжением администрации Оекского муниципального образования.

7. Информация о запланированных встречах депутата с избирателями размещается на официальном сайте Оекского муниципального образования.


Заместитель главы администрации Оекского муниципального образования Н.П. Пихето-Новосельцева

В феврале этого года депутаты-единороссы, представляющие избирателей Москвы, внесли в Государственную Думу законопроект по вопросу проведения депутатами всех уровней власти встреч со своими избирателями в форме публичных мероприятий (№ 92912–7). Из семи депутатов, присоединившихся к законодательной инициативе, пятеро вскоре отозвали свои подписи. Это могло быть связано с негативным резонансом, который был вызван законопроектом. Однако 5 апреля проект был принят Госдумой в первом чтении.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

Законопроект предполагает внесение изменений в четыре федеральных закона: «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В первые три закона вносятся изменения, предписывающие депутатам соблюдать порядок проведения публичных мероприятий при организации встреч с избирателями. В закон о митингах вводятся специальные правила проведения публичных мероприятий в отношении депутатов. Соответственно меняется понятие публичного мероприятия: теперь под понятие публичного мероприятия будет подпадать информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В статью 5 закона о митингах, где содержатся обязанности организатора публичного мероприятия, вносятся изменения, согласно которым депутатам, организаторам митинга, разрешается не иметь особого знака организатора, если у них есть нагрудный знак депутата. Это тоже очень серьезное «упрощение» порядка. Другое изменение в закон о митингах касается порядка уведомления о проведении публичного мероприятия - встречи депутата с избирателями. Действующий общий порядок предполагает подачу письменного уведомления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Для депутатов предлагается сократить сроки: уведомление должно быть подано в срок не ранее 10 и не позднее 7 дней до дня проведения публичного мероприятия. Несколько странно выглядит оговорка «за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции», когда речь идет о проводимом депутатом мероприятии «в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями».

Из этой формулировки следует, что встреча депутата с избирателями может проводиться в виде пикетирования, проводимого одним участником (это выглядит так: один депутат стоит у «пикетируемого объекта» с плакатом, а на плакате, по-видимому, должна быть информация о его деятельности).

Сокращение сроков выдается авторами законопроекта за упрощение порядка уведомления о публичном мероприятии. Но можно ли считать это упрощением? Как правило, у депутатов расписан график работы и встреч с избирателями. То есть такие встречи обычно являются заранее запланированными событиями. Это означает, что согласовать их за две недели не составило бы труда. Возможностей для оперативного маневра законопроект депутатам также не дает: крайний срок подачи уведомления всего на 3 дня меньше, чем в общем порядке. Конечно, это очень хитро: усложнить депутатам организацию проведения встреч с избирателями, установив специальный порядок, и тут же «упростить» этот порядок по сравнению с общим, сократив сроки.

Других послаблений для депутатов нет. К законопроекту уже готовятся поправки. В частности, предлагается сделать исключение из правила обязательного согласования публичного мероприятия, если депутат не намерен использовать звукоусиливающее оборудование - в таком случае согласовывать встречу с избирателями будет не нужно.

Нормы об обязательном согласовании встреч депутатов с избирателями уже действуют в Москве. Московские депутаты пытались обжаловать закон в суде, однако получили отказ в Мосгорсуде и подали апелляционную жалобу. Вероятнее всего, апелляционная жалоба также останется без удовлетворения. Примерно такие же перспективы ждут дело в Конституционном Суде, которое хотят организовать коммунисты после принятия законопроекта Ирины Белых. С учетом того, что инициатива приравнивания встреч депутатов с избирателями к митингам вышла на федеральный уровень, суды встанут на сторону тех, кто стоит за этой инициативой. Очевидно, что стоят за ней не депутаты, потому что фактически закон принимается не в интересах депутатов (редкий случай, когда депутаты принимают закон против самих себя). Такой закон принимается также не «по просьбам трудящихся» - трудящимся вряд ли есть дело до порядка организации встреч депутатов с избирателями. То есть о защите интересов народа при принятии данного закона говорить не приходится. Тогда чьи же интересы защищает этот закон?

QUI PRODEST?

Казалось бы, ответ на этот вопрос можно было бы найти в пояснительной записке, где должно содержаться обоснование: зачем нужен новый закон. В пояснительной записке сказано следующее. Наиболее распространенной формой встреч депутатов с избирателями является собрание, то есть встреча с народом в специально отведенном или приспособленном для этого месте. Но депутаты могут возжелать провести встречу и в иной форме, поэтому законодатель считает своим долгом ввести «дополнительное правовое регулирование, в том числе в целях соблюдения общественного порядка, обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и иных граждан, бесперебойного функционирования общественного транспорта, иных организаций, обеспечивающих нормальную жизнь любого населенного пункта в РФ». То есть депутаты хотят оградить сами себя от нарушения ими же самими общественного порядка при проведении встреч с избирателями.

Для ответа на поставленный выше вопрос надо вспомнить, что законопроект появился в феврале этого года на фоне протестных акций в Санкт-Петербурге по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Российской православной церкви. Депутатов обвинили в том, что они проводят несанкционированные митинги под видом встреч с избирателями. Но привлечь депутатов к ответственности за это пока нельзя: депутатов бережет их неприкосновенность. А если принять законопроект Ирины Белых, то и к ответственности можно будет привлекать (для этого все равно потребуется лишать депутатов неприкосновенности). Интересно, что в Санкт-Петербурге после протестных акций также был принят закон, аналогичный московскому. Такая вот странная депутатская солидарность в контексте того, что этот закон как бы осуждал действия своих питерских коллег. Закон был заблокирован Губернатором, что тоже необычно. Так или иначе, видно, что лоббирование законопроекта началось со столиц. Не исключено, что в других регионах с крупными городами принимаются аналогичные законы.

Действующий закон о митингах появился в 2004 году, в советское время также было определенное регулирование вопросов проведения массовых мероприятий. Логично предположить, что депутаты встречаются с избирателями все время своего существования - в этом смысл их представительской функции. И почему-то вопрос о необходимости особого порядка проведения встреч с избирателями встает только сейчас. Возникает подозрение, что этим законом хотят ограничить возможности депутатов, в первую очередь оппозиционных, проявлять активность накануне выборов (муниципальных или региональных, а также выборов Президента РФ), либо по каким-то злободневным поводам. Поводов таких становится все больше, например, для Москвы самым громким поводом можно считать .

ЗАКОНЕН ЛИ ЗАКОН?

Депутаты Мосгордумы безуспешно оспаривали законность московского закона, приравнявшего встречи депутатов с избирателями к публичным мероприятиям: суд признал законными эти изменения. Из СМИ известно, что депутаты ссылались на противоречие новых правил принципу разделения властей: у чиновников исполнительной власти появилась возможность вмешиваться в работу депутатов. Ведь не секрет, что уведомительный по закону порядок проведения публичных мероприятий на практике является разрешительным порядком. Часто в проведении публичных мероприятий отказывают по любым, даже надуманным причинам.

Нам главным противоречием новых правил видится следующее обстоятельство. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутат Госдумы обязан проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода. Для депутатов законодательных органов субъектов РФ федеральным законодательством аналогичная обязанность не установлена. В региональном законодательстве данный вид деятельности депутатов фигурирует в виде разных конструкций. Например, в законе Московской области о статусе депутата использована конструкция констатации факта: «депутат Думы информирует избирателей о своей депутатской деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации». Однако было бы логично считать встречи с избирателями обязанностью депутатов всех уровней.

В общих чертах установление порядка осуществления обязанности является нормальным. Например, в федеральном законе сказано, что депутат обязан встречаться с избирателями раз в полгода как минимум; в рассматриваемом законопроекте эта обязанность будет дополнена обязанностью подавать уведомление о проведении встречи. Но далее может возникнуть следующая ситуация: депутат подает уведомление и получает отказ. И такая ситуация может возникнуть неоднократно. Причиной для отказа, кстати, может стать и то, что другой депутат решил в тот же день встретиться на той же площади со своими избирателями, пусть даже в количестве 10 человек.

В итоге получается, что депутату создаются препятствия для исполнения его депутатских обязанностей. В федеральном законе о статусе депутата есть статья 41, которая говорит об ответственности за создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Однако по факту в КоАП есть ответственность за невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, а в Уголовном кодексе - за применение насилия в отношении представителя власти и оскорбление представителя власти. Например, в отношении различных уполномоченных по правам в КоАП состав формулируется шире, есть ответственность за «воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам… в иной форме». Это означает, что создание препятствий в осуществлении депутатской деятельности в виде отказа согласовать публичное мероприятие не будет являться правонарушением, хотя на самом деле это весьма эффективное средство воспрепятствования деятельности депутата.

ВЫВОДЫ

Не приходится сомневаться в том, что законопроект единороссов будет принят с теми или иными поправками, сохраняющими, тем не менее, первоначальные смысл и цели законопроекта.

Законопроект Ирины Белых можно рассматривать как очередное «закручивание гаек» в отношении проведения публичных мероприятий, главным образом оппозиционно настроенными депутатами.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

 

 

Это интересно: