→ Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты древнего китая Духовые инструменты китая

Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты древнего китая Духовые инструменты китая

Музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов. Этнографы-музыковеды устанавливают, что на ранних этапах человеческой истории музыка была тесно связана с пантомимическими представлениями, с танцем.

Зарождение и развитие китайского музыкального искусства

Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании данных ряда наук: археологии, этнографии, . музыковедения, литературоведения и т. д.

Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты - каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ - сэ из древнего царства Чу) относятся к V-III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты. Некоторые поздние источники свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. устраивались ху - многолюдные песенноплясовые представления, которые, видимо, имели ритуальный характер (они были посвящены началу и окончанию сельскохозяйственных работ). Постепенно песня как музыкальное произведение отделилась от танца. И в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) из народных песен различных районов Китая впервые был составлен свод песен «Шицзин» («Книга песен»). Записи древних песен дают возможность говорить об отличиях в музыке песен разных районов страны (например, музыка песен царства Чу).

В древнем Китае стала создаваться и музыкальная наука. Древнейший трактат о музыке «Юэцзин» входил в комплекс первоначально существовавших в Китае 6 классических книг. «Описание музыки» («Юэцзи») вошло затем в качестве одной из глав в «Или» («Обрядник»), составленный самим Конфуцием. Суждения Конфуция о музыке встречаются также в «Луныое». Музыка играла большую роль во всех сторонах жизни китайцев. Именно поэтому конфуцианцы придавали такое большое значение музыке. По их учению, музыкальная гармония должна была являться показателем социальной и политической гармонии.

Музыка пользовалась большим почетом при дворах ванов в чжоускую эпоху: исполнением песен и танцев при дворе ведала специальная придворная служба (Дасыюэ). В ханьский период была учреждена специальная музыкальная палата (Юэфу). В эпоху Хань наблюдалось бурное развитие музыкальной культуры. Именно в этот период появляются новые музыкальные инструменты (заимствованные извне кунхоу - струнные арфообразные инструменты и др.). Известно, какое большое влияние на развитие китайской музыки оказал проникший в Китай буддизм.

Новый расцвет китайской музыки приходится на эпоху Тан. На фресках Дуньхуана изображены различные музыканты, певцы, танцоры.

Обнаружены нотные записи песенной и танцевальной музыки танской эпохи. В конце XIII-начале XIV в. известный поэт и музыкант Чжан Янь создает книгу «Источники цы» («Цыюань»), которую историки китайской музыки рассматривают как самую раннюю работу о вокальном искусстве.

В XVIII в. было предпринято издание 62-томного свода китайских классических мелодий, охватившего период VIII-XVII вв. Недавно древние знаки этого свода были переведены на современные ноты. В эпохи Тан, Сун, Юань, Мин, Цин китайская музыка обогатилась за счет влияния музыки других народов: монголов, тибетцев, уйгуров и т. д., было заимствовано много новых музыкальных инструментов (пипа, эрху, янцинъ и т. д.). С XVII в. в Китае начала создаваться оркестровая музыка. В эпохи Мин и Цин музыка стала значительно более разнообразной, определилась специфика музыки оперных (музыкально-драматических) спектаклей.

Мелодика китайской музыки

Мелодический рисунок китайской музыки всегда необычайно отчетливый, выпуклый и своеобразно красочный, напевный и одновременно ритмичный.

Характерно, что нотная запись фиксирует далеко не все изгибы мелодии, а лишь ее основной стержень, исполнитель же произвольно нанизывает на нее разнообразные украшения, причем импровизация его имеет подчас очень широкую амплитуду, зависящую в первую очередь от мастерства исполнителя.

Хотя современные хоровые коллективы поют многоголосо, мелодия традиционных народных песен всегда ведется в унисон; в китайской музыке, особенно древней, никакого полифонического ведения голосов, а тем более сложной гармонизации мелодии нет. А потому китайская народная песня является по сути сольной, независимо от количества поющих.

Слабые интонационные возможности в значительной мере восполняются очень выпуклым и подчеркнутым ритмом, а отсюда и исключительная роль ударных инструментов. В силу упора на ритмичность в природе китайской музыки она близка к поэзии.

Ведь каждое китайское слово имеет характерный мелодический рисунок, определяемый тоном. И весьма вероятно, что в музыкальности китайской речи можно искать ее ^вязи с китайской музыкой.

Ритмичность наиболее характерна для музыки северных районов, Например, некоторые исследователи происхождение янгэ (песенно-танце- вального представления) связывают с внемелодической, ритмизированной музыкой барабана, которая затем обросла мелодией. В южнокитайской музыке тембровая окраска значительно ярче, на первый план выступает не ритм, а мелодия. Например, мелодичностью отличается гуан- дунская музыка, в которой наряду с четким и ясным ритмом, вообще присущим китайской музыке, мелодия льется красиво, напевно, вольно, Своеобразен тип южных янгэ - хуагу («цветочный барабан»), также отличающихся от северных значительно большей мелодичностью, напоминающей индонезийскую музыку.

Произведениям китайской музыки свойственна строгая и четкая программность. Характерно преобладание пейзажных картин. Так, среди музыкальных произведений района Чаочжоу (провинция Гуандун) можно* назвать музыкальные картинки «Праздничное катание на лодках» и «Отражение осенней луны на глади озера».

Музыкальный строй

Наиболее характерной особенностью лддового строя китайской музыки является пентатоника. При такой звуковой системе в пределах одной октавы содержится о звуков- разной высоты. Пятизвуковая гамма была установлена около IV в. н. э. музыкальными теоретиками древнего Китая с помощью математических расчетов и философских рассуждений. Наиболее распространенной является бесполутоновая пентатоника, т. е. между смежными ступенями интервалы достигают целого тона или полутона. В этой особенности китайской музыки ощущается и некоторая ограниченность ее возможностей.

Однако нельзя рассматривать национальный стиль китайской музыки только под углом зрения пентатоники. Лады пентатоники не сковывали развитие музыкальной культуры. Уже в III в. до н. э. была установлена семизвуковая, а затем и двенадцатизвуковая гамма. Созданием законченной двенадцатизвуковой музыкальной шкалы к концу эпохи Чжоу была заложена основа для дальнейшего развития китайской музыки. Развитие музыкальной культуры происходило и в результате приходящего извне влияния. С буддизмом в Китай проникли элементы музыкальной культуры Индии и Средней Азии. В XIV в. под влиянием монгольской музыкальной культуры в китайской музыке оформилась диатоническая гамма. Хотя в Китае в XVI в. Чжоу Цзай-юйем был применен темперированный строй, темперированная гамма не утвердилась в китайской музыке. Китайская музыка по-прежнему строилась на основе пяти пентатонных ладов. И в характере звучания пентатонной музыки в полной мере были использованы ее возможности. Уже начиная с глубокой древности, несмотря на определенную скованность звукорядной системы, народная музыка отличалась большим мелодико-интонационным богатством.

Музыкальные инструменты

Недостаточная гибкость, статичность интонационно-ладовой структуры восполняется богатым и очень разнообразным составом музыкальных инструментов, существующих до сих пор в составах народных оркестров и оркестров театров.

Из того, что основой музыкальной канвы был четкий ритм, совершенно понятна исключительно важная роль в китайской музыке ударных инструментов, отличающихся чрезвычайным разнообразием. И первенство среди всего этого многообразия бесспорно принадлежит барабану (гу); это двусторонние барабаны тангу, гангу, шугу, дянъгу, тамбуринообразный логу и др., односторонний малый барабан банъгу. К числу мембранных ударных инструментов также относятся бубнообразные дагу и бацзяогу. Барабаны делались из дерева, тыквы, глины, бронзы. Перепонки барабанов изготовлялись из кожи, бычьего пузыря и другого материала. Во время исполнения барабаны держат в руках или устанавливают на специальных подставках. Удары по перепонке исполнитель производит кистью руки и палочкой. Применение барабанов чрезвычайно широко. Не будет преувеличением сказать, что без барабана в Китае немыслимо ни одно празднество, немыслимо никакое торжество. О важности барабана в оркестре говорит тот факт, что исполнитель на барабане по существу выполняет функции дирижера оркестра, состоящего из китайских национальных инструментов.

Широко распространены и другие ударные инструменты - металлические гонги, из которых звук извлекается ударом деревянной колотушки, медные тарелки, фансян - подвешенные на деревянной раме-стойце каменные, нефритовые или, очень редко, металлические продолговатые четырехугольные пластинки, отличающиеся друг от друга только по толщине, а вследствие этого при ударе палочкой издающие каждая свой звук. Особо следует подчеркнуть наличие цинов (каменных гонгов, лито- фонов) - шицин, тэцин или бянъцин (набор цинов, различно настроенных). Особенностью другого рода ударных инструментов - бронзовых колоколов и колокольчиков (бочжун и бянъчжун - набор колоколов) является то, что звук извлекается ударом по колоколу деревянной колотушкой. Для отбивания ритма также используются деревянные ударные инструменты: деревянные пластинки куайбань, а также типа кастаньет кайбанъ, банцзы, пайбанъ. Пластинки делались из твердолиственных пород деревьев. Исполнитель держит одну пластинку в руке на ладони, ударяя по ней второй пластинкой, которую он держит в другой руке (банцзы), или движением кисти руки, в которой он держит связку пластинок, ударяет их друг о друга (пайбань). К числу ударных музыкальных инструментов, хотя и редко встречающихся, относится муюй («деревянная рыба») -по существу род деревянного колокола, обычно в виде рыбы (отсюда и название инструмента), из которого звук также извлекается ударом деревянной колотушки.

Большим разнообразием отличаются также струнные инструменты: сэ и чжэн - струнные щипковые музыкальные инструменты типа настольных гуслей. Весь корпус инструмента чуть выпуклый, представляет собой деку, во всю длину инструмента натянуты струны, обычно шелковые, под каждой струной устанавливается подставка, передвижением которой производится настройка инструмента. Играют одной (правой) рукой или обеими руками. Большой выразительностью обладают цисянъ- цинъ (род цитры), пипа (род лютни), кунхоу (род арфы) и т. д. Разнообразен тип струнных смычковых музыкальных инструментов ху (эрху, сыху, банъху и т. д.). Корпус эрху, например, полый, с верхней стороны дека из змеиной кожи. В резонатор вставлена бамбуковая шейка-гриф, в ней пара колков для двух шелковых струн, с помощью вращающихся колков и натягиваются струны. Играют сидя, инструмент ножкой резонатора упирают в колено, держа его вертикально. Волос смычка пропускается между струнами, расстояние между которыми не превышает

3-4 мм. В китайском оркестре народных инструментов эрху занимает такое же важное место, как скрипка в симфоническом оркестре.

Очень популярны духовые инструменты. Это бамбуковые сяо (род продольной флейты), чи и ди (род поперечной флейты), пайсяо (многоствольная флейта). Из глины изготовляли сюань - духовой инструмент овальной формы с 6 отверстиями для изменения высоты звуков. Воздух вдували через отверстие-дульце в вершине сюаня.

Эти инструменты очень просты. Более сложным инструментом является труба лаба (или сона) - род гобоя. Корпус лабы представляет собой почти коническую деревянную трубку с восемью отверстиями, с помощью которых исполнитель изменяет высоту звука. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. На концах трубок в косых срезах вставлены бронзовые язычки. В нижней части трубок сделаны отверстия, которые исполнитель при игре закрывает попеременно пальцами.

Звук возникает от колебания язычков. В зависимости от количества вставленных трубочек различается несколько типов шэнов.

Современная музыка и исполнительское искусство

За последний период, особенно после движения 4 мая, происходит быстрый процесс обогащения содержания и формы новой китайской музыки. В 1919 г. композитор Сяо Ю-мэй при Пекинском университете основал музыкальное отделение. Это было первое отделение при китайском высшем учебном заведении, где занятия шли по программе европейских музыкальных школ. Ряд таких отделений возник позже и при других университетах. В этот период создаются патриотические произведения, воспевающие любовь к родине, жизнь простого народа. Так, композитор Чжао Юань-жэнь написал «Песнь о труде» и «Песню о продаже полотна». С развитием революции в Китай проникают такие революционные песни, как «Интернационал», «Варшавянка» и др. С созданием КПК и началом революционных войн музыка начинает играть все более важную роль в борьбе народа. Уже в 1932 г. Не Эр и Люй Цзи выступили инициаторами создания революционной музыкальной группы, сплотившей вокруг себя передовых китайских музыкантов. Композитор- коммунист Не Эр за свою недолгую жизнь (1912-1935) написал около 50 боевых революционных массовых песен, среди них «Марш добровольцев», утвержденный теперь в качестве гимна КНР. Значительными произведениями в китайской музыке являются «Кантата о реке Хуанхэ» и «Движение за подъем производства» композитора Си Син-хая (1905- 1945 гг.), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие китайской музыки. Новое в революционной песне - ее конкретность, политическая заостренность, простой язык, острая выразительность. Революционная песня характеризуется краткостью, четкостью и ясностью мысли, выраженной в тексте, стремительностью, напористостью, волевым ритмом, яркой красивой мелодией («Хвала Ленину», «Песня рабочих и крестьян», «1 Мая», «Брат и сестра поднимают целину»). Новое содержание и новая форма не отняли у песни ее национального колорита, она осталась китайской народной песней и тем самым пополнила сокровищницу богатой песенной культуры народа.

С образованием КНР китайская музыкальная культура получила определенные условия для своего развития. В произведениях первых лет воспевается народная власть, давшая крестьянам землю, сделавшая женщину свободным равноправным членом общества и т. д. Развивается песенно-танцевальное музыкальное искусство. Осваиваются новые жанры музыки. Так, группа студентов Шанхайской консерватории написала концерт для скрипки с оркестром «Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай», «Молодежный концерт». Плодотворно трудятся крупнейшие китайские композиторы Ма Сы-цун и Хэ Лу-дин. Композитор У Цэу-цян написал музыку к национальному балету «Красавица-рыбка», с большим успехом идущему на сцене Центрального театра оперы и балета в Пекине в постановке П. А. Гусева.

Всекитайская ассоциация работников музыки и Союз китайских писателей совместно ведут работу по собиранию, записи, систематизации и изучению народной музыки. Изучение и преподавание народной музыки ведется в консерваториях и музыкальных школах. После 1949 г. почти на каждом предприятии, в деревне, в учебном заведении создан свой коллектив художественной самодеятельности, местные ансамбли национальной песни и танца, музыкальной драмы и т. д.

Подготовку музыкантов осуществляют Пекинская 1 и Шанхайская консерватории. Наряду с такими крупными мастерами, как скрипач Ма Сы-цун, выступают и выдвинувшиеся в последние годы молодые музыканты, в том числе лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского Лю Ши-кунь и Ин Чэн-цун, а также Ли Мин-цян (ученики проф. Т. П. Кравченко). В оперных спектаклях с успехом выступает воспитанница Московской консерватории Го Шу-ин. В 1957-1958 гг. создан Центральный симфонический оркестр (главный дирижер - Ли Дэ- лунь, выпускник Московской консерватории, ученик проф. Н. П. Аносова) . Успешную концертную деятельность ведут многочисленные оркестры народных инструментов. Большое количество исполнителей собирают ежегодные музыкальные фестивали «Шанхайская весна».

Громадное влияние на развитие музыкальной культуры Китая оказывает советская музыка. С советской музыкой китайский народ познакомился через боевую, массовую советскую песню, которая начала проникать в Китай уже в годы революции 1925-1927 гг. Советские песни «Марш Буденного», «Песня о Родине», «Катюша», «Гимн демократической молодежи мира», «Подмосковные вечера» и другие хорошо известны китайскому народу. С большим успехом прошли многочисленные выступления советских музыкантов в Китае. Через знакомство с советской музыкой китайские музыканты осваивали достижения мировой музыкальной культуры, советский опыт строительства новой музыкальной культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Шэн (шенг, пиньинь sheng ) - один из древнейших инструментов семейства гармоник, духовой язычковый музыкальный инструмент. Э то китайский духовой орган. Мы привыкли, что орган - это огромный инструмент, который находится, как правило, в католической церкви. На нем играют по большим праздникам, так как звучание его очень величественно и проникает в самое сердце. Как ни странно, шенг относится к семейству губной гармошки. Род губной гармоники гармоники с резонаторными трубками. Сравните по размеру эту гармошку и орган. Есть чему удивиться, не говоря уже о звучании. Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika» ([[Рот/нем. mund]]), по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Художник: О Сян Рен

История

Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения - это древневосточный Шэн (возник в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае). Точная дата, когда этот инструмент был создан, неизвестна, но ему, как полагают, более 2 000 лет. Он упоминается в книге песен «Шицзин» (11-6 вв. до н. э. ). По древним китайским рукописям (2—3 тысячи лет до н. э.) учеными было установлено самое раннее название инструмента — ю. Затем он стал называться чао, хо, шэн — в зависимости от формы и материала, употребляемого для его изготовления. Известны также и другие разновидности шэна — чонофуй, или гонофуй (Япония), кэн (Лаос), лушэн и хулушэн (Юго-Западный Китай). В России и других европейских странах шэны называли иногда китайскими губными органами. Он считался "чистым" инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. Примерно в 700 г. н.э. шэн был усовершенствованным популярным инструментом, на нём можно было играть в 12 тональностях, и для этих инструментов был создан учебник гармонии. Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок. Шэн приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу, так как его часто использовали в качестве аккомпанементного инструмента для придворных певцов и танцоров. В дальнейшем он нашел свой путь среди простой публики и превратился в обыкновенный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий. Позже он стал использоваться и для простой публики во время ярмарок, концертов и народных торжеств, для обогащения звучания оркестра.

Самое ранее изображение шэна, 1780

В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов, которые датируются временем более чем двухтысячелетней давности.

В России шэн был известен очень давно (10 - 13 века). Доподлинно известно, что шэн был хорошо известен в Петербурге в середине 18 века (игрой на шэне увлекался придворный музыкант и талантливый конструктор Иоганн Вильде).

В 1740 году Иоанн Уайлд (Johann Wilde) путешествовал по Китаю, где и познакомился с музыкальным инструментом шэн; он же считается его распространителем в Европе. Однако, некоторые считают, что инструмент попал в Европу на несколько столетий раньше.

В начале XIX века инструмент явился прототипом для изобретения фисгармонии и аккордеона.

Художник О Сян Рен

Устройство, звучание, особенности

Шэн состоит из трех основных частей, а именно: язычка, дудок и того, что называется «доуцзы» (корпуса). Сделанный из тыквы, потом деревянный, а позднее и металлический, корпус в виде чаши, на крышке которой по окружности расположены отверстия, в которые вставлены 13,17,19 или 24 бамбуковых (или тростниковых) трубок разной длины с медными язычками в основании. Пластинка, состоящая из сплава серебра, меди или золота, расплющивалась до толщины в 0,3 мм, затем в ней вырезался специальным ножом язычок. При настройке язычок вырезался нужной длины или на конец его приклеивался кусочек воска. Так называемая планка (рамка) и язычок представляли собой одно целое. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Корпус снабжен чашеобразным мундштуком (патрубком) для вдувания воздуха. Сейчас корпус инструмента изготавливается из меди или покрытого лаком дерева.

Трубки в шэнах по высоте расположены попарно, обе стороны симметричны, что придает инструменту красивую форму. В игре участвуют не все трубки, некоторые являются декоративными. Инструмент относится к группе аэрофонов. Это означает, что звуки производятся при помощи вибрации воздушного столба. Снаружи в каждой трубке просверлено круглое отверстие. Звук возникнет в трубке, только если закрыть отверстие пальцем. С внутренней стороны трубок вверху вырезаны продольные проемы, чтобы столб воздуха колебался в резонанс с помещенным внизу язычком, — это усиливает звучание. Звукообразование в шэне: через мундштук, имеющийся сбоку корпуса, вдувается или втягивается воздух. Так как внизу корпуса (а в больших шэнах — и вверху) имеются отверстия, струя воздуха, проходя через корпус, создает разрежение. Происходит подсос воздуха из трубок. В тех трубках, где исполнитель зажал отверстия, возникает звук. Корпус шэна держат обеими руками, как чашу; нижнее отверстие резервуара должно находиться между ладонями, а кончики пальцев, поднятых вверх, могут закрывать отверстия в нижней части трубок. При одновременном закрывании нескольких отверстий получается аккордовое звучание; для шэна характерны квинтовые или квинто-квартовые интервалы. Современный шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд, основанный на равномерно темперированном строе. Диапазон зависит от числа и размера трубок.

Схема устройства шэна (в разрезе): 1 — корпус, 2 — патрубок, 3 — пластинки с язычками (голосами), 4 — отверстия, закрываемые при игре пальцами исполнителя, 5 — трубки, 6 — прорези с внутренней стороны для подстройки, 7— движение воздуха

Шен отличается компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку.

В современном понятии шэны делятся на три основных вида: большой — дашэн — 800 мм от основания, средний — гжуншэн — 430 мм, малый — сяошэн — 405 мм.

шэн большой, средний и малый

Несмотря на примитивную конструкцию, он служил своего рода «первой скрипкой» — по нему настраивались остальные инструменты. Фактически шэн был одним из самых ранних предков органа, баяна, то есть одним из первых многозвучных духовых инструментов. Это позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в древнем мире, музыка была одноголосной, в древнекитайской музыке существовали уже элементы многоголосия. Шэн может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозной вариативностью. В невероятно чистом, ярком, выразительном звучании инструмента преобладают высокие тона, верхние - более звонкие, альт более полный и мягкий, а баз низкий и глубокий. Шэн является неотъемлемой составляющей фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов. Именно поэтому шэн всегда считался в Китае, Японии и других странах «чистым» инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. («Нечистыми» считались инструменты, употребляемые для исполнения лишь светской музыки). В начале правления Танской династии (около 700 г. н. э.) шэн был усовершенствованным популярным инструментом. На нем можно было играть в 12 тональностях, для этих инструментов был создан учебник гармонии. Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок.

Диапазон инструмента довольно обширный - до полутора октав. Это позволяет исполнять на нем разнообразные произведения и всевозможные импровизации.

Между прочим, среди всех традиционных китайских музыкальных инструментов, лишь только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами для гармонизации тембра и обогащения звучания оркестра. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас».

Схема расположения звуков шэна (13 звучащих трубок)

Наиболее употребительные звукосочетания в пределах диапазона шэна

В настоящее время есть реконструированный шэн с хроматическим звукорядом двенадцатиступенного современного строя, исполняются на нем как переложения древних мелодий, так и новые сочинения.

Примерные схемы расположения трубок в шэна

Существует красивая легенда, связанная со звучанием шэнга. Считается, что звучание этого инструмента похоже на крик птицы Феникс. Даже сама форма шэнга напоминает эту птицу со сложенными крыльями. Это сравнение наглядно доказывает, что шэнгу отводится важная роль в мировой музыкальной культуре.

Существует легенда и о создании этого инструмента

В древнем Китае особо почиталась богиня Нюйва (Нюй-ва) — небесная прародительница людей. Нюйва установила для людей брачные отношения и сама стала первой свахой. Поэтому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетания. Люди приносили жертвы этой богине, причем церемонии в ее честь были необычайно пышными: за городом в поле строили алтарь, воздвигали храм и во время праздника приносили ей в жертву свиней, быков и баранов.

В преданиях сказано, что Нюйва еще создала музыкальный инструмент шэнхуан и подарила его людям. Это был губной органчик (шэн), с тоненькими листочками-язычками (хуан); стоило только подуть, как из него лились звуки. Он имел тринадцать трубочек, которые были вставлены в полую половину тыквы-горлянки. По форме органчик напоминал хвост феникса. Значит, великая Нюйва была не только богиней-творцом, но также и богиней музыки. У народов мяо и тун в Юго-Западном Китае до сих пор играют на шэне, созданном Нюйва. Его называют “лушэн” (“тростниковый шэн”), он отличается от древнего шэна лишь материалом, из которого его изготовляют. В древности его делали из тыквы- горлянки, а сейчас из выдолбленного дерева, да и трубочек стало меньше. Но в целом он сохраняет свои древние черты. Известно, что на лушэне у древних народностей играли во время радостных сборищ, проводились веселые праздники, которые так тесно связаны с чистой юношеской любовью.
Из года в год во втором или третьем месяце весны, когда цветут персики и сливы, а небо безоблачно, люди выбирали среди полей ровное место, которое называли лунной площадкой, юноши и девушки надевали праздничные одежды, собирались на этой площадке вместе, играли весёлые и радостные мелодии, становились в круг и танцевали “лунные танцы”, развлекались и веселились. Иногда танцевали парами: юноша шел впереди, играя на шэне, а девушка следовала за ним, звеня колокольчиками. Так они кружились в танце всю ночь без устали. Если их чувства были взаимными, они могли, взявшись за руки, уйти от остальных в какое-либо укромное место. Эти танцы были очень похожи на пляски и песнопения юношей и девушек, которые исполнялись в древности перед храмом высшего божества бракосочетания. Ведь создание шэна первоначально было тесно связано с любовью и бракосочетанием. По взаимному согласию влюбленные могли без соблюдения каких-либо социальных обрядов свободно вступить в брак. Под открытым небом при свете звезд и луны они сооружали шалаши, ковер из зеленой травы служил им постелью.

Это было «соединение по воле неба». Во время этих встреч исполнялись красивые песни и танцы, посвященные богине. Те, у кого не было сыновей, приходили к храму просить мужское потомство. Так Нюйва стала не только богиней бракосочетания, но и богиней, дарующей детей. В каждом царстве подобные жертвоприношения совершались в разных местах: в горах или лесах, на берегах озер или рек, но непременно в какой-либо красивой местности.

Не обошли своим вниманием этот удивительный инструмент и поэты.

Ши Чумо (эпоха Тан)

Монастырь Шэнгосы

Дорога, что вьётся от самой Срединной Вершины,
Уводит из рощи смоковниц, увитых уснеей.
Владениям уским река здесь предел положила,
Юэские горы во множестве встали за нею.
У старых деревьев зелёная дымка витает,
Далёкое небо обрызгали белые волны.
Внизу, под горою стена невдали городская,
И шэна напевы вторгаются в звон колокольный...

Гучжэн - известный щипковый национальный музыкальный инструмент древнего Китая, которому уже ни много ни мало 2500 лет - именно он считается жемчужиной среди китайских музыкальных инструментов. По виду напоминает гусли, что и дало повод называть его китайскими гуслями. Представляет собой прямоугольную деревянную основу, на которую натягивают шелковые струны. Музыкальный инструмент располагается на подставке, раньше музыкант играл на нём, стоя на коленях и перебирая пальцами струны. На этом инструменте можно исполнять как мелодичные и переливчатые музыкальные работы, так и величественную музыку.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

История этого музыкального инструмента загадочна и корнями уходит в Эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), когда на территории Китая было несколько самостоятельных государств, постоянно боровшихся между собой за господство. Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны, именно в это время зародились такие философские течения как конфуцианство, даосизм и другие, сыгравшие огромную роль в дальнейшей жизни Китая. Царство Цинь, находившееся на окраине Поднебесной и считавшееся варварским, в конце концов, завладело всем Китаем, утвердив на троне одноименную династию, первым императором которой стал Цинь Шихуан, известный своей посмертной терракотовой армией и постройкой Великой Китайской стены. И именно в этом царстве, как полагают исследователи, появился инструмент гучжэн.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

ГучжэнЛегенда гласит, что изначально в царстве Чжао был изобретен 25-струнный инструмент сэ, звук которого считался совершенным. Когда же сэ попал в известное своими варварскими обычаями царство Цинь, двое братьев подрались из-за инструмента, разбив его на две неравные части: двенадцатиструнную и тринадцатиструнную. Так якобы и появились две разновидности гучжэна. Позже, уже в эпоху Хань, когда конфуцианство стало официальной идеологией, элита обрушила резкую критику на все, что было связано с предыдущей династией, что коснулось и «нашего» музыкального инструмента. Звук гучжэна стали считать грубым, неприятным и режущим слух. За время всех последовавших за Хань династий гучжэн крайне редко появлялся в придворных оркестрах, превратившись преимущественно в народный инструмент.

Традиционная китайская музыка отличается резкими тембрами, а в ансамбле, из-за плохой сочетаемости обертонов этот эффект обычно ещё и усиливается. Видимо, именно такие тембры китайцы находили приятными. Если послушать традиционную китайскую оперу, то можно оценить всю глубину пропасти между вкусами европейских и азиатских меломанов.

Мало того, одним из самых распространенных приемов при игре на традиционных китайских инструментах является вибрато, которое по сути тоже усиливает резкость тембра, повторяя два соседних звука (секунда — очень диссонантный интервал). А в траверсийной флейте ди китайцы даже сделали специальное отверстие, которое придает звучанию дополнительное дребезжание.

Наверное, именно благодаря тембрам китайская музыка кажется такой надрывной и щемящей.

Гучжэн

Гучжэн (guzheng) - это щипковый струнный инструмент, родственник цитры. Обычно у гучжэна от восемьнадцати до двадцати пяти струн, которые традиционно делались из шёлка, а теперь они чаще металлические. Наверное, раньше тембр гучжэна был намного более мягким. Интересно, что порожки на гучжэне можно передвигать, меняя настройку инструмента.

Цисяньсинь, или гуцинь (guqin) — инструмент с похожим тембром и строением, но с семью струнами. Манера игры на гуцине отличается от гучжэна множеством глиссандо.
Это очень древний инструмент — ещё два с половиной тысячелетия назад на нем играл Конфуций. Этот инструмент настраивается очень низко — это такой контрабас от китайских инструментов. Для гуциня была придумана своя собственная система нотной записи, поэтому сохранилась очень древняя музыка для этого инструмента. Жесты исполнителя — это часть музыкального произведения, они описываются в нотах. Каждое произведение имело какое-то внемузыкальное значение, обычно связанное с природой, часто сопровождалось стихами.

Пипа

Другой щипковый струнный инструмент — пипа, — по форме напоминает лютню. У пипы всего четыре струны. Считается, что пипа пришла в Китай из Центральной Азии.

Эрху

Эрху (erhu) — струнный смычковый инструмент. Это, наверное, самый популярный из традиционных китайских инструментов. У эрху всего две металлические струны. Смычок закреплен между струнами, составляя с эрху единое целое. Тембр у эрху мягкий, похожий на скрипичный.

Шэн

Шэн (sheng) — духовой инструмент, по звуку похожий на банданеон. Он состоит из тридцати шести (три октавы) бамбуковых или тростниковых трубок, «растущих» из подставки с мундштуком. Тембр шэна очень хорошо сочетается с тембрами других традиционных китайских инструментов, чего нельзя сказать об остальных инструментах.

Ди

Ди (dizi) — поперечная флейта с шестью дырочками. У этого инструмента есть интересная особенность — рядом с отверстием для вдувания воздуха находится еще одно, прикрытое тоненькой бамбуковой пленкой, благодаря которому у инструмента есть небольшой дребезжащий призвук.

 

 

Это интересно: