→ Пан - этимология титула. Польские обращения и имена Как обращаются к даме в польше

Пан - этимология титула. Польские обращения и имена Как обращаются к даме в польше

Основной смысл этого пункта заключался в том, что на крайнем западе империи, крайне малочисленные города недавно присоединённой Правобережной Украины были очень польскими по составу и русское правительство хотело их «деполонизировать». В этом материале мы хотели бы поговорить о том, как русские власти пытались решить эту проблему при помощи переселения евреев в города Правобережья.

Друзья поневоле

На момент присоединения Правобережной Украины к России в конце XVIII века, на территории трёх будущих губерний проживало в общей сложности более трех миллионов человек.

Количество евреев было, конечно меньшим, чем количество крестьян, но было всё равно заметно большим, чем количество поляков - в целом, на момент третьего раздела Речи Посполитой, евреи составляли от 10% до 15% населения присоединенных земель.

Поскольку Правобережье было краем плантатором и латифундий, польская шляхта занимала там доминирующее положение и всячески угнетала евреев и крестьян. Причём если крестьян ещё можно было бояться (в памяти поляков были свежи воспоминания об Уманском восстании 1768 года с массовыми убийствами), то евреев они не боялись вообще - последние были чужими для крестьянской массы и в случае восстаний тоже подпадали под раздачу (как это опять-таки было в Умани в 1768-м году).

Однако еврейство Правобережья отличалось высоким уровнем организации и склонности к ремесленничеству и предпринимательству, поэтому в сельской местности шляхтичи их терпели. С очень низким (даже в сравнении с остальной Россией) уровнем урбанизации Правобережья им нужны были кадры для выполнения «городских» экономических функций. В частности, евреи занимались организации заведений общепита и досуга - забитые крестьяне не могли аккумулировать достаточно капиталом, шляхта же была заинтересована только в политике и снятии сливок с экспорта зерна.

Русские власти с одной стороны в течение первых десятилетий владычества старались «не чинить то, что не сломано» и не сильно злить польскую шляхту, на которую в условиях отсутствия огромного чиновничьего аппарата приходилось полагаться в деле администрирования свежеприобретённых земель.

А с другой стороны, противовес шляхте создать требовалось, поскольку доминирующие высоты в имеющихся городах губерний занимали поляки, которые по умолчанию были нелояльны империи (как бы в Петербурге не старались умаслить шляхту, при Речи Посполитой это сословие имело куда больше прав и возможностей).

Даже в Киеве (который вошёл в состав России ещё в XVII веке), учитывая его очень небольшое постоянное население (около 7 тыс. человек) польское влияние было очень большим, особенно в период сельскохозяйственных ярмарок, когда шляхта съезжалась в город для заключения сделок, город ненадолго становился польским.

Еврейское население губерний виделось русскому правительству хорошим союзником по следующей причине: польскую шляхту местные евреи ненавидели, поскольку постоянно становились жертвами шляхетского произвола, который заменял там закон (в принципе закон и ставил шляхтичей на самую верхушку пирамиды).

Продолжая обозначенную выше аналогию будет уместным сравнить евреев Правобережья со свободным цветным населением Старого Юга США: будучи вроде бы свободными, они всё равно страдали от давления как писаных, так и неписаных законов, созданных правящим классом, и их социально-экономическое положение всегда было неустойчивым.

У поляков, кстати, был свой вариант «еврейского заговора», на который они ссылались, когда петербургское правительство предъявляло им претензии в очень плохом экономическом и физическом состоянии крестьян: так в 1820-х предводитель винницкого дворянства Здзеховский утверждал, что во всём виноваты евреи, которые спаивают крестьян водкой и доводят их до разорения. Другой поляк, подольский губернатор Грохольский в 1823 жаловался Александру I на евреев, спаивающих крестьян.

Поэтому русскому правительству казалось хорошей идеей начать принудительное переселение евреев в города.

Переехать назло и во благо

Идея принудительного переселения была лишь частично реализована в 1807 году и на фоне серьёзного сопротивления как со стороны еврейского населения (которых не устраивала форма организации - евреи всё же обладали определённой свободой передвижения, которой не было у крепостных) так и польских панов (последние справедливо опасались снижения уровня «польскости» городов).

Впрочем, евреи всё равно начали активно стремиться в города и причиной этого стали Наполеоновские войны.

Правобережная Украина, как мы говорили выше, была краем латифундий и зерно было «нефтью» того времени. Война вызвала рост госзаказов и закупок для снабжения армии - а обсуждение и решение всех связанных с этим вопросов происходило в городах. Поэтому экономические стимулы для переезда в города и пригороды были очень велики и еврейство Правобережья начало самостоятельно переселяться.

Так уже в 1808 на русскую администрацию обрушился поток жалоб на евреев со стороны шляхты: мол, нет никакой передышки от «еврейского засилья» в бизнесе в городах.

Очень скоро еврейство стало очень значительным элементом городов Юго-Западного края. Например, в Волынской губернии уже в 1815 из 28 тыс. человек всего городского населения региона (очень низкий уровень урбанизации, учитывая, что населения там было почти 1 млн человек) почти 17 тыс. человек были евреями.

В этом исходе в города был свой смысл: ранее вынужденные жить в сельской местности евреи этих губерний занимались там, по сути, городскими занятиями, предоставляя кредиты и занимаясь предпринимательской деятельностью. С появлением в стране нового арбитра (русского правительства) с более-менее ясными правилами игры, евреи устремились в города, которые при русской власти стали для них более привлекательными и безопасными чем при поляках (когда города выполняли прикладную функцию для помещиков, которые приезжали туда в период ярмарок).

В более широком смысле, приход евреев в города Правобережья сделал их менее опасными для русских властей. В условиях, когда наиболее владетельный и влиятельный класс (польская шляхта) занимал доминирующие позиции в городах, где русский элемент был немногочислен (и ограничивался впервые десятилетия чиновниками, офицерством и очень небольшим числом помещиков), а малоросский практически отсутствовал (украинские крестьяне пахали землю), приезд евреев в города решал две задачи - помогал повысить общий уровень экономического развития городов и снижал риски успешных восстаний поляков в городских центрах.

Поэтому события польских восстаний 1830 и 1863 гг. не особо отразились на городах Правобережья. Польский элемент в них был сильно разбавлен еврейским (совершенно не заинтересованным в войне за древние шляхетские привилегии). В тоже время в более однородных по этническому составу городах на территории собственно Польши русским властям пришлось столкнуться с городскими боями и прочими «прелестями» подавления серьёзных восстаний.

В рассказанной нами истории есть несколько уроков:

Во-первых, на каждой недавно присоединённой территории можно найти меньшинства, которые если и не будут приветствовать новые власти с цветами, то, по крайней мере, будут непрямыми бенефициарами новых порядков.

Во-вторых, пряник гораздо лучше кнута.

Принудительное переселение евреев провалилось, но затем они сами начали активно расселяться по городам. В новой системе отношений, сложившейся на Правобережье они действительно могли безопасно селиться в определённых районах и заниматься предпринимательством, не будучи скованными сельскими пределами (ведь город, как всякий хаб, притягивает ресурсы к себе отовсюду, а самая большая деревня имеет пределы внутреннего рынка).

Здесь будет снова уместным сослаться на американский опыт: после отмены рабства в южных штатах, в течение последующих 60 лет миллионы американских негров устремились из сельской местности юга в северные города, где они были востребованы в местной экономике - так появились черные кварталы Чикаго, Детройта, Нью-Йорка и других крупных северных агломераций современных США.

Разобраться в мире польских обращений и имен бывает достаточно сложно. Что-то может звучать непривычно, непонятно и незнакомо. Поэтому данный пост я решила целиком посвятить рассмотрению наиболее частых случаев употребления обращений с примерами. Если кому-то данная заметка покажется слишком занудной, прошу меня простить, мне как лингвисту подобные темы очень интересны.))


Вежливая форма обращения к собеседнику - абсолютная данность в Польше. Здесь вообще невозможно обратиться к кому-либо сразу на «ты», даже если собеседники одного с тобой возраста. На все случаи жизни есть польское pan или pani , которое равнозначно нашему обращению на Вы. Например, Czy mógłby Pan mi pokazać, w jakim kierunku znajduje się stacja metra? И перевод: Вы не могли бы мне показать, в какой стороне находится станция метро?

Обращения четко разделены в зависимости от социального статуса, а также степени знакомства тех или иных людей.

Gościem dzisiejszego spotkania jest Pani Iwona Wawer. У нас в гостях госпожа Ивона Вавер. Это наиболее вежливая официальная форма в которой слово pani можно перевести как «госпожа», при этом имя ставится перед фамилией.

Чуть менее официальной считается форма только лишь с одной фамилией.Czy obejmał pan Nowak kiedyś wcześniej taką posadę? Выполняли ли Вы прежде подобную работу? Если в России обращаться по фамилии нежелательно, то в Польше данная форма является общеупотребимой.

Часто младшие обращаются к старшим по имени, но используя вежливое pan или pani (например, я зову нашу соседку пани Барбара, но также могу назвать ее пани Бася (pani Basia - уменьшительная форма от имени Барбара), так я звала бы в России соседку тетей Таней.А вот дочка моих друзей зовет меня ciocia т.е. тетя. Скажу сразу, в Польше не зовут тетей не тетю (в плане родственных связей). Но тут такие отношения сложились, что прям как родная я ей стала.)) Кстати, племянник мужа зовет нас просто по именам, новое поколение менее формальное, хотя старших уважают.))

Еще есть интересный момент, связанный с падежами. В польском есть звательный падеж т.е. если я захочу обратиться к мужчине, то скажу P anie K owalczyk… , но по-русски этой звательной формы не сохранится и будет просто Пан Ковальчик…

Очень интересны вежливые формы в написании официальных писем, приглашений. Эта целая отдельная тема. Помню как-то посылала письмо батюшке из Москвы в Польшу, так прочла целую брошюру о том, как обращаться к священнослужителям, до сих пор не знаю правильно ли выбрала.)) Нередки обращения с указанием должностей типа pan doctor Kowalski , pani inzynier Wojciechowska .

Обращение к замужней паре или упоминание их в тексте вместе - pa ństwo . Pa ństwo Nowakowie stwierdzili, że płacą zbyt duże rachunki za energię elektryczną. Семья Новак решила, что расходует слишком много на электроэнергию.

В женском роде существует обращение panna , не слишком сейчас распространенное обращение к незамужней девушке. Панной удалось побыть и мне, в день свадьбы невесту называют исключительно panna mloda .))

Что касается имен, то в Польше их выбор довольно широк. Как и во многих странах здесь множество имен еврейского, римского и греческого происхождения. Имена из Библии, как из Ветхого так и Нового Завета, имена христианских мучеников пользуются большой популярностью. Родители могут дать ребенку 1 или 2 имени на свое усмотрение. Я заметила, что чаще дают одно имя, объясняя свой выбор сложностью заполнения множества бланков и форм, где «потерянное» второе имя может привести к полной неразберихе с документами. В некоторых семьях существуют свои традиции. Например, в семье наших друзей Ани и Ежи выбор имени отпал сам собой, когда они узнали, что у них будет сын. «Только Ежи!», - заявил тогда глава семейства. Как оказалось, в его семье из поколения в поколение первенцев называют исключительно Ежи.)) Есть еще одна интересная особенность, связанная с именем Мария. Его обладателем может быть как женщина, так и мужчина. Такой пример есть у нас перед глазами, президента Польши зовут Бронислав Мария Коморовский (правда стоит заметить, что дают его как второе имя).

Поляки просто обожают всяческие уменьшительно-ласкательные формы. Некоторые из которых могут резать слух. Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что меня могут назвать Wierka используя вполне себе безобидный суффикс -ka , для них это норма. Как с именем Юля, например, Jula - Julka - Julcia (Юля, Юлька, и совсем уж нетипичное для русского языка Юльча). С мужскими именами не меньшая путаница. Если достаточно популярное имя Piotr , можно узнать, когда его «превращают» в Piotrek , то с именем моего мужа возникают трудности. В Польше никому не нужно объяснять, что одна из уменьшительных форм от имени Cezary (Цезарий, Цезарь) - Czarek (Чарек). В Москве муж обычно представляется полным именем, поэтому когда я зову его Czarek , удивленных взглядов не избежать.))

Нашла интересную табличку самых популярных имен в Польше, которая охватывает период аж с XIV в. до наших дней. Интересно посмотреть как менялась мода на имена за это время.

И нарек Иаков имя месту тому: ПЕНУЭЛ (ивр. лицо+Бог);
ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и
сохранилась душа моя
Бытие 32: 30

Исследователи утверждают, что со 2-й пол. XIV века, под категорию «панов» попадает управленческое сословие, имеющее наследственное земельное владение; оно обладало рядом привилегий (пребывали под великокняжеским (королевским, иногда князь – польский король) судом, освобождались от обязанности службы с собственных имений и т. д.), что выделяло их из служивой знати.

Паны имели право заседать в «Раде» даже при отсутствии у них «урядов» (должностей, чинов связанных с должностью), «радные паны» включаются в княжеские грамоты иногда с «урядами», а иногда без.
«Рада, паны-рада» - высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XIV – 1-й пол. XVI в. Первоначально возникла как совещательный орган при великом князе, но с конца XV в. ограничила власть князя. Термин иврита РАДА властвовать, владычествовать, покорять, подчинять, наказывать (функция любой власти), указывает нам направление, в котором должен проводиться поиск смысла титула ПАН.

Пан - титул знатных, нобилитированных бояр, категория родовой знати, выделилась из «княжихъ мужей», которые получили юридически закрепленные привилегии (грамоты), собственно вся литовская аристократия называлась ШЛЯХТОЙ, изначально – исключительно военное сословие. Шляхта (основная масса) в Великом княжестве Литовском состояла из мелких владельцев и до 1413 г. называлась боярами, с 1434 повсеместно – пан.
Состав шляхты в В.К.Л. был неоднороден: одни были магнатами (панами) и владели крупными имениями, другие почти не отличались от крестьян по своему имущественному положению (встречались рыцари-шляхтичи из крестьян). Низшая шляхта - сословие воюющих господ, считалась «неаристократической» знатью. Во время войн, а они происходили постоянно - дворянское ополчение, однако даже бедные шляхтичи четко отделяли себя от «холопов»; за всю историю Речи Посполитой 1600 человек было введено во дворянство (шляхетство).

1) Существующая этимология

А) Этимологический словарь Макса Фасмера

Пан, I, род. п. -а, "господин, помещик (в отношении к полякам)" (Аввакум 182 и сл.), укр., блр. пан, др.-русск. панъ, в зап. грам. XIV в. (см. Срезн. II, 875), др.-чеш. hpan "господин" (оdе раnа из *оtъ gъраnа), чеш., слвц. pan, польск. раn, в.-луж. раn, н.-луж. раn. ....

Происходит из *gъраnъ, связанного чередованием с жупан; ср. др.-инд. goрas м. "пастух, страж", gopayati, … "оберегает, охраняет", goраnаm "защита", греч. gypi koiloma gis, нов.-в.-н. Kоbеn "свинарник"; см. Гуйер, LF 31, 105 и сл.; 36, 60; 40, 304; Младенов 410. Коми раn "господин" заимств. из русск. (Калима, RLS 99)… Соболевский (РФВ 71, 443) пытается неубедительно разграничить *раnъ и *gъраnъ и объяснить пан как реликт дакского. Нельзя также др.-чеш. hpan рассматривать как сокращение из zuраnъ, вопреки Брюкнеру (IF 23, 217; KZ 48, 226; Slown. 393), который видит здесь аварский элемент; см. жупан.

Б) Викисловарь

Пан.Корень – не выделен. Значение: истор. помещик, барин (в Польше, на Украине); вежливое обращение. Этимология – нет.

В) Древняя этимология

Великая польская хроника (vostlit.info)
Компиляция, история в этой работе доведена до 1202 г., известна в списках XV века; в ней нас интересуют интерпретация авторами термина ПАН.

«В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов, «Пан» (Pan) же, согласно толкованию греков и славян, это тот, кто всем владеет. И согласно этому «Пан» по-славянски означает «великий господин» (maior dominus), хотя по-славянски из-за большого различия в языках можно применить и другое слово, например «господин» (Gospodzyn), ксендз (Xandz) же больше, чем Пан, как бы предводитель (princeps) и верховный король. Все господа называются «Пан», вожди же войска называются «воеводами» (woyeuody); эти паннонцы, названные так от «Пан», как говорят, ведут свое происхождение от Яна, потомка Яфета. Из них первым, как утверждают, был этот могучий Нимрод, который впервые стал покорять людей, братьев своих и подчинять своему господству».

2) Обобщение и вывод

* Этимология титула не известна, фиксируют в литературе с XIII-XIV века на территории Польши, Литвы, Галиции. Древние летописцы увязывали термин ПАН с потомками Яфета, а первым ПАНОМ считали Нимрода (внук Хама, НИМРОД, евр. букв. Восстанем), все - библейские лица.

* Попытки увязать термин ПАН с греческим богом пастушества, плодородия и дикой природы Паном, не имеет под собой идеологического основания. Не может христианская польско-литовская знать использовать имя языческого божества для своей идентификации (тождества), древнегреческий Пан не входит в систему иудаизма.

* Связь с древнеславянскими языками установить невозможно, т.к. мы их просто не знаем, эти племенные сообщества были бесписьменными. Термин ЖУПАН (gъраn) мог принадлежать любому древнему языку, в т.ч. тюркскому, немецкому; через Паннонию прошли десятки народов и сотни племен.

* Никто из исследователей не использовал идеологию иудеохристианства и её сакральный язык иврит для определения смысла титула ПАН.

Вывод
Для анализа титула ПАН необходимо найти аналогию в иврите и идеологии иудеохристианства – подобие (сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах).

3) Терминология иврита и библейский образ

А) В польском языке, в отношении лица, облечённого властью применяется выражение: «Король - наш господин» - «Krol naszym PANEM». Мы часто употребляет термин «лицо», в значении – личность (важное лицо, ответственное лицо и т.д.), а как на иврите «лицо»?

Б) Терминология

Иврит - ПАНИМ лицо, вид, образ, значение, человек и т.д.
Лингвисты считают, что вариант написания слова ПАНИМ, есть ПАНА; последнее является корнем.

* Wiktionary https://en.wiktionary.org/wiki/;;;;

Из прото-семитский * пан. В связи с (Пана, "к лицу") .

В) А что у нас в Библии по поводу термина ПАНА, ПАНИМ?

В Библии найдено 2109 слов с корнем ПАНА (ПАНИМ), применяемые в различных значениях. Пену+эл = лицо + Бог, см. эпиграф (Быт. 32:30).

* ивр. ПАН вид, образ.

* ивр. ПАНА поворачиваться, обращаться; а также – очищенные, лицо (в различных сочетаниях), вид (солидный), уважение, освобождаться от дел и т.д.

Этот корень иврита, очевидно, применятся в Польше и Литве в период христианизации, и обозначал новых администраторов – очищенных от язычества и обращенных в христианство; имевших власть уже от лица БОГА.

* ивр. ПЕНАИ досуг, свободное время; собственно шляхетство (паны) проводили время в войнах и в увеселениях (охота, балы); как правило, хозяйственную деятельность сами не вели вплоть до XVI века, земли сдавались в аренду; обычно имениями, селами и городами, сданными в аренду, управляли евреи-арендаторы.

* ивр. ПЕНЕИ ХА-АРЭЦ знать, знатные лица (земли, территории).

Итак, мы выявили, что термин ПАНА (ПАНИМ) употреблялся для обозначения человека (лица-личности) как представителя Бога, нам остаётся определить носителя терминологии иврита в ранней Польше и Литве.

Источник

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, ПАНИМ; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_383.htm

Г) Библейский образ

Притчи 21:29: «Человек нечестивый дерзок лицом (ПАНИМ) своим, а праведный держит прямо путь свой».

4) Краткие сведения о евреях Польши и Литвы

Принятие христианства в Польше произошло в 966 году при князе Мешко I; Литва признана христианским королевством в 1253 г., в дальнейшем Великое Княжество Литовское простиралось от Балтики и до Черного моря.

Первые сведения о евреях в Польше относятся к 1096 году, часть евреев Праги, в результате гонений со стороны крестоносцев, переместилась в Польшу, позже эта миграции непрерывно нарастала. С 1264 г. евреям Польши были предоставлены широкие привилегии и защита со стороны высшей администрации; евреи-торговцы на территории Литвы фиксируются с X века.

В Польше и Литве короли, князья, духовенство, магнаты (паны), средняя шляхта, чуть меньше мещане пользовались услугами евреев, откупщиков и кредиторов, и привлекали их для управления имениями; несмотря на постановления церковных соборов, власть использовала еврейских финансистов на протяжении всего средневековья.

Значительная часть монет, чеканившаяся польскими королями в XII-XIII вв. при посредничестве еврейских откупщиков носят легенды на иврите, факт, который современной русской нумизматикой просто игнорируется, ни в одной из работ в этой исторической области вы не найдете слово еврей. Польский король Болеслав IV (1146-1173) вверил чеканку и распространение монеты – евреям, Казимир II (1177-1194) разрешил наносить на монеты надпись на иврите (лучшего способа распространения иврита не придумаешь).

Таким образом, мы ответили на все вопросы философии в отношении титула ПАН (когда?, где?, для чего?, почему?, от чего?, кто носитель?, какова идеология и культурная традиция?). Титульный термин ПАН принадлежит сакральному ивриту, идеологии иудаизма.


ПАН И ПАНИ ПАНУВАТИ БУДУТЬ ГОРБОМ СВОИМ. ГАЛИЧАНЕ ДИКТУЮТ СВОЁ.

Горсовет Луцка - административного центра Волынской области Украины - утвердил официальное обращение «пан» и «пани» к жителям города. Эти слова должны использовать сотрудники исполнительных органов, депутаты, руководители отдельных коммунальных предприятий, учреждений и организаций.

Проект решения вносил депутат Аскольд Пекарский. По его словам, данное обращение активно употреблялось в деловом стиле украинского языка. Депутат также отметил, что в последнее время сфера его употребления расширилась, но есть мнение, что слова «пан» и «пани» чужды украинцам.

В проекте указано, что ранее эти слова были синонимом неограниченной деспотичной власти в большинстве славянских языков. Особенно они игнорировались в Украине в советское время, хотя могут многое рассказать о прошлом народа. «Кроме того, одним лишь фактом своего существования слово „пан“ опровергает любимую аксиому советских идеологов про общее и одновременное происхождение украинского, белорусского и российского языков», - отметили в пресс-службе Луцка.

До этого подобное решение приняли в Запорожской области. Ранее в Луцке запретили публично показывать и включать песни ряда российских певцов и актеров, а также Жерара Депардье.
http://social.eadaily.com/url?e=simple_click&blog_...ialnoe-obrashchenie-pan-i-pani
29.10.2015 в 12:31

ПОСТСКРИПТУМ: ,Поляки растолкуют - кто ПАН, а кто холопы... Вот что значит переписывать историю - они забыли, да и не знают теперь наверное, что панами звали поляков, их хозяев, под которых они легли плашмя. Ну, ничего - процесс реституции уже начался, скоро им напомнят, кем они были и кем опять станут. Паны - голодранцы. Ни ума, ни фантазии. Паны на двоих одни штаны! Ну хохлы, ну Панове, умора с вас, да и только!"



В каждой стране есть свои заморочки в плане этикета, и чтобы не попасть в неловкую ситуацию, лучше узнать все особенности заранее. Какие правила этикета важно соблюдать в Польше, что считается нормой, а за что можно получить штраф? Узнайте из этого поста.

Поляки - гордые люди, в большинстве своем религиозные (католики) и очень семейные. Распространено мнение, что в Польше не любят русских и немцев, что возможно связано с Советским Союзом и Второй мировой войной. Этих тем, а особенно холокоста, лучше не касаться в разговоре.

В целом же, многочисленные отзывы россиян, побывавших в Польше или переехавших туда, утверждают, что никакой расовой неприязни они не заметили, наоборот, поляки достаточно дружелюбны, обслуживающий персонал не хамит, и если что-то нужно, вам всегда подскажут и всё объяснят.

Но всё же, менталитет поляков отличается от нашего, хотя они также любят водку, боятся начальства и уступают пожилым место в общественном транспорте.

Вот несколько правил этикета, которые помогут вам не вызывать недоуменных взглядов в Польше и не обижать новых знакомых или деловых партнеров.

Приветствия и основные фразы

Самая обычная фраза приветствия в Польше «czesc», что произносится, как «тшесч». Как и у нас, у поляков есть разные приветствия по времени суток:

«Dzień dobry» («джень добры») — добрый день

«Dobry wieczór» («добры вечур») — добрый вечер

«Do widzenia» («до видженья») — до свидания

«Dobranoc» («добраноц») — спокойной ночи, Доброй ночи.

Ударение всегда на предпоследний слог, впрочем, произношение слов можно послушать в Google translate. Если вы не собираетесь надолго оставаться в Польше и учить язык, можно приветствовать поляков простым и понятным во всем мире «hello». Они, преимущественно, хорошо знают английский язык, и даже иностранные фильмы в польских кинотеатрах идут с субтитрами, а не с дублированным переводом.

В качестве приветствия так же, как и у нас, используется рукопожатие, и иногда - дружеские поцелуи в щеку, которые на самом деле представляют собой просто едва заметное прикосновение щек.

Пожимать руки можно и мужчинам, и женщинам, и если вы приветствуете смешанную компанию, сначала нужно поздороваться с женщинами. Кстати, в Польше до сих пор бытует обычай целовать женщинам руку. Конечно, так делают далеко не всегда, но гораздо чаще, чем в России, где это вообще пережиток и что-то немного странное.

Когда вы звоните по телефону, чаще всего будете слышать ответ «słucham», то есть «Слушаю», после чего вежливо будет представиться, а потом уже говорить, зачем вы звоните.

Как обращаться к полякам

В Польше сохранилось вежливое обращение «пан» и «пани», которое может добавляться к фамилии или профессии. Например, если вы в ресторане просто позовете «официант!», это будет невежливо, а вот если «пан официант», нормально.

Люди, которые только что познакомились, могут называть друг друга по фамилии с добавлением «пан», более уважительная форма - полное имя и фамилия и, опять же, «пан». Когда общение становится менее формальным, можно употреблять «пан» вместе с именем или даже уменьшительной формой имени.

Ну, а между друзьями, родственниками и у молодежи слова «пан» вообще может не встречаться. Как и у нас, молодые люди быстро переходят на «ты», ничего оскорбительного в этом нет, если это простое дружеское общение.

Что можно, нельзя и нужно в общественных местах

В Польше считается вежливым открывать перед женщинами дверь, уступать им место в общественном транспорте. Также серьезно относятся к пожилым людям - им обязательно нужно уступить место, иначе вас сгонят возмущенные поляки или сам пожилой человек. Впрочем, эти правила хорошего тона приняты и у нас, и если вы - воспитанный человек, проблем не возникнет.

В общественных местах запрещено курить и пить алкоголь - в транспорте, скверах и парках, на остановках, пляжах и, естественно, на детских площадках. Более того, если вы не пьете и даже не открываете бутылку с алкоголем, а просто несете её в руках, вас также могут штрафануть. Ну а распитие на ходу обойдется вам ещё дороже, чем просто выпивка в общественном месте.

Конечно, нельзя водить автомобиль в нетрезвом виде, кроме того, это распространяется и на велосипеды - пьяные велосипедисты тоже платят штрафы.

Важно соблюдать правила дорожного движения: переход на красный свет по зебре карается штрафом в 100-200 злотых, вне перехода - в 50 злотых, а если вы перебежали дорогу в неположенном месте — 30 злотых. Так что, если не хотите идти к пешеходному переходу, лучше пробежаться через дорогу, чем пройтись.

Есть ещё одно общественное место, где нужно соблюдать особые правила - костел, то есть католический храм. Как уже говорилось ранее, поляки, в большинстве своем, очень религиозны. В костеле нельзя фотографировать, по крайней мере, со вспышкой точно — могут выгнать.

Вообще, католические службы отличаются от православных: там можно сидеть, а ксёндз во время службы может даже позволить себе несколько анекдотов. В целом, поляки часто ходят в церковь, во время служб костелы никогда не пустуют, а в школах и в зданиях правительственных организаций можно увидеть распятия.

За столом в ресторане и в гостях

Насчет того, как вежливо подзывать официантов, мы уже сказали, теперь о чаевых. Вежливо давать на чаевые примерно 10% от суммы счета, хотя в некоторых ресторанах они сразу включаются в сумму.

Если вас пригласили в гости по поводу какого-то праздника, не удивляйтесь, что в меню обязательно будет суп. Любое праздничное застолье (в отличие от российских праздников) начинается с супа, например, грибного или борща. Кстати, красный борщ они часто не едят, а пьют, так что в стакане может оказаться не напиток, а борщ. Можно купить борщ даже в кофейном автомате.

Если вы будете просить передать приправы, помните, что «перцем» называется только черный перец, а чили и другие виды называются «паприка».

Поляки - достаточно искренние и открытые люди, так что не удивляйтесь, если во время застолья вам могут задать откровенные вопросы, которые касаются личной жизни. Это просто желание установить открытые отношения.

После обеда принято благодарить не столько хозяйку, сколько собеседников, за приятную компанию. Потом можно даже послать карточку с благодарностью за прекрасный вечер, но это, конечно, официальность.

Алкоголь

Что касается алкоголя, поляки любят водку и считают её чуть ли не национальным напитком. Некоторые предпочитают пить водку после застолья, не закусывая, а запивая газировкой или соком, другие - во время застолья, тут все зависит от предпочтений самого человека.

Если попросить разбавить водку соком или газировкой, всё нормально, это не считается неприличным, особенно для дам. Водку с яблочным соком часто называют «шарлотка».

В барах можно заказать фруктовое пиво или пиво с добавлением сока, которое вполне прилично пить через трубочку. Вообще, по части крепких напитков, поляки ничуть не уступают русским, и во время застолья часто выпивается огромное количество водки.

Что касается тостов, самые распространенные - «на здоровье», «за прекрасных дам». На именины и другие праздники, связанные с конкретным человеком, поют песенку «sto lat», то есть, желают жить 100 лет.

Подарки

Если вас пригласили на обед, можно принести с собой подарки - отличным вариантом будет вино и цветы. Цветы, кстати, принято дарить без упаковки.

Можно подарить что-нибудь и деловым партнерам, только без особой дороговизны, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Деловые отношения

Деловой этикет во всех странах мира совпадает в общих чертах. Везде ценят пунктуальность, честность и открытость. Любят это и поляки. Будет приятно, если вы выучите несколько слов на польском, например, приветствия, но если боитесь исковеркать слова, можно и на английском.

Хорошим тоном считается обменяться визитными карточками - это обязательная часть делового этикета. Надписи на визитке могут быть на английском, без перевода на польский, в этом нет ничего страшного.

Перед тем, как приступать к делам, будет вежливо немного побеседовать на пространные темы, вроде общественной жизни или опыта вашей работы - такие беседы помогают лучше понять партнера и установить взаимную симпатию. Только не стоит выбирать в качестве темы деньги.

Если во время делового обсуждения возникают длинные паузы в разговоре, в этом нет ничего страшного - поляки любят неторопливо обсуждать деловые вопросы. И не стоит заполнять эти паузы дополнительным уговорами, это может показаться невежливым.

Также не стоит во время встречи отвлекаться на телефонные звонки, как и в России, это считается невежливым.

Недоразумения с языком

Некоторые польские слова могут показаться вам знакомыми, но здесь важно не попасть в ловушку - несмотря на похожее звучание, они могут означать прямо противоположное.

Например, распространенное русское имя Таня переводится, как «дешевая», поэтому лучше упоминать полное имя Татьяна. Вот ещё несколько слов, которые звучат похоже, но значат совершенно другое:

Мрачное «sklep» переводится, как «магазин», если вам скажут «urodliwy», не обижайтесь, это означает «красивый», а «Grzeczny» — не указание на количество ваших грехов, а всего лишь «вежливый».

В слове «Korzystny» нет указания на корысть, это значит «выгодный», а если вас попросят не «Pukac», не удивляйтесь, это означает «не стучать». «Zakaz» переводится как «запрет», профессия «Malarz» — это художник, а не маляр, а «Dywan» — ковер.

Ну, и последнее, если вы спрашиваете, как пройти до какого-то здания, вам могут ответить «prosto», и не надо обижаться, думая, что над вами издеваются, потому что в переводе на русский это означает «прямо».

 

 

Это интересно: