→ Артиллерийское орудие: виды и дальность стрельбы. Обзор артиллерийских орудий от старинных до современных

Артиллерийское орудие: виды и дальность стрельбы. Обзор артиллерийских орудий от старинных до современных

Все знают, как велико значение артиллерии в современном бою. Орудия способны поражать живую силу противника, танки и самолеты, уничтожать врага, располагающегося на открытом пространстве и находящегося в укрытиях.
При этом ряд обывателей ошибочно приписывают все эти заслуги пушке, слабо представляя, что такое гаубица и чем они отличаются. Чем пушка отличается от гаубицы.

Пушка – один из типов артиллерийского орудия с длинным стволом и высокой начальной скоростью снаряда, хорошей дальнобойностью.
Гаубица представляет собой тип артиллерийского орудия для навесной стрельбы вне прямой видимости цели с закрытых позиций.

Сравнение пушки и гаубицы

В чем же разница между пушкой и гаубицей? Пушка имеет длинный ствол и высокую начальную скорость снаряда, в связи с чем из нее удобно поражать движущиеся объекты. Кроме того, пушка наиболее дальнобойна из всех типов орудий. Угол возвышения ствола у пушки небольшой, в связи с чем снаряд летит по настильной траектории. Такие особенности делают пушку очень эффективной при стрельбе прямой наводкой. При стрельбе осколочными снарядами пушка хороша для вывода из строя живой силы противника (находясь под острым углом к поверхности, разрываясь, снаряд покрывает осколками большую площадь).
Гаубица преимущественно применяется для навесной стрельбы, при этом прислуга зачастую не видит противника. Длина ствола гаубицы меньше, чем у пушки, как и заряд пороха, а также начальная скорость снаряда. Зато у гаубицы значительный угол возвышения ствола, благодаря чему из нее можно стрелять по целям, находящимся за укрытиями. Также гаубица выгоднее обходится в финансовом отношении: стенки ее ствола тоньше, она требует меньше металла для производства и пороха для стрельбы, чем пушка. Вес гаубицы намного меньше веса пушки при одинаковом калибре.
Пушка больше подходит для оборонительных действий. Гаубица же, наоборот, для наступательных – она способна сеять панику в тылу врага, нарушать связь и управление, а также создавать огневой вал перед собственными атакующими войсками.

Чем пушка отличается от гаубицы

Пушка – артиллерийское орудие для настильной стрельбы с высокой начальной скоростью снаряда.
Гаубица – тип орудия для навесной стрельбы с закрытых позиций.
Ствол у пушки длиннее, чем у гаубицы.
Начальная скорость у пушки выше, чем у гаубицы.
Из пушки удобнее всего поражать движущиеся и находящиеся на открытой местности цели.
Гаубица предназначена для навесной стрельбы по укрытым целям.
Пушка – самый дальнобойный тип орудия.
Гаубица легче пушки при одинаковых калибрах, а заряд пороха ее снарядов – меньше.
Пушка хороша в обороне, гаубица – в наступлении.

Во второй половине позапрошлого века попытки оружейников-артиллеристов повысить дальнобойность орудий уперлись в ограничение создаваемое используемыми в тот момент быстрогорящими дымными порохами. Мощный метательный заряд создавал гигантское давление при подрыве, но при продвижении снаряда по каналу ствола давление пороховых газов быстро падало.

Этот фактор повлиял на конструкции орудий того времени: казенные части пушек приходилось делась с очень толстыми стенками выдерживающими колоссальное давление, при этом длинна ствола оставалась относительно небольшой, так как в увеличении длинны ствола не было практического значения. Орудия рекордсмены того времени имели начальную скорость снаряда на уровне 500 метров в секунду, а обычные экземпляры и того меньше.

Первые попытки увеличения дальнобойности орудия за счет многокаморности

В 1878 году французский инженер Луи Перро (Louis-Guillaume Perreaux) предложил идею использования нескольких дополнительных зарядов взрывчатого вещества расположенных в отдельных каморах вынесенных за пределы казенной части орудия. По его задумке подрыв пороха в дополнительных каморах должен был происходить по мере продвижения снаряда по каналу ствола обеспечивая тем самым постоянное давление создаваемое пороховыми газами.

В теории орудие имеющее дополнительные каморы должно было переплюнуть классические артиллерийские пушки того времени и в прямом и в переносном смысле, но это только в теории. В 1879, (по другим данным в 1883) уже через год после предложенной Перро инновации два американских инженера Джеймс Ричард Хаскель (James Richard Haskell) и Азель Лайман (Azel S. Lyman) воплощают многокаморную пушку Перро в металле.

Детище американцев помимо основной каморы в которую закладывалось 60 килограмм ВВ имело 4 дополнительных с загрузкой по 12,7 килограмма в каждой. Хаскель и Лайман рассчитывали на то, что подрыв пороха в дополнительных каморах будет происходить от пламени основного заряда по мере того, как снаряд будет продвигаться по стволу и открывать огню доступ к ним.

Однако на практике все оказалось иначе, чем на бумаге: детонация зарядов в дополнительных каморах происходила преждевременно вопреки ожиданиям конструкторов и на деле снаряд не разгонялся энергией дополнительных зарядов, как рассчитывалось, а затормаживался.

Снаряд выпущенный из пятикаморной пушки американцев показал скромные 335 метров в секунду, что означало полный провал проекта. Неудача на поприще использования многокаморности для увеличения дальности стрельбы артиллерийских орудий заставила инженеров-оружейников забыть об идее дополнительных зарядов до Второй мировой войны.

Многокаморные артиллерийские орудия Второй мировой войны

Во время второй мировой войны идею использования многокаморности артиллерийского орудия для увеличения дальности стрельбы активно развивала нацистская Германия. Под командованием инженера Августа Кёндерса в 1944 году немцы приступают к воплощению проэкта «ФАУ-3» получившим кодовое название (HDP) «Насос высокого давления».

Чудовищное по своему размаху орудие длиной 124 метра, калибром 150 мм и весом 76 тонн должно было участвовать в обстрелах Лондона. Расчетная дальность полета его стреловидного снаряда составляла более 150 километров; сам снаряд длиною 3250 мм и массой 140 килограмм нес 25 кг взрывчатого вещества. Ствол орудия HDP состоял из 32 секций длиной 4,48 метра, у каждой секции (кроме казенной части откуда происходило заряжание снаряда) имелись две зарядные дополнительные каморы расположенные под углом к каналу ствола.

Орудие было прозвано «Многоножкой» из-за того, что дополнительные зарядные каморы придавали оружию сходство с насекомым. Кроме дальнобойности нацисты делали ставку на скорострельность, так как расчетное время перезаряжания «Многоножки» составляло всего минуту: страшно представить, что осталось бы от Лондона если бы планы Гитлера воплотились в жизнь.

Благодаря тому, что реализация проекта «ФАУ-3» предусматривала выполнение огромного количества строительных работ и привлечение большого числа рабочих — силы союзников узнали о активной подготовке позиций для размещения пяти орудий типа HDP и 6 июля 1944 года силами бомбардировочной эскадрильи ВВС Британии разбомбили строящуюся в каменных штольнях дальнобойную батарею.

После фиаско с проектом «ФАУ-3» нацисты разработали упрощенную версию орудия под кодовым обозначением «LRK 15F58» успевшую, кстати, принять участие в обстреле немцами Люксембурга с расстояния 42,5 километра. Орудие «LRK 15F58» также было калибра 150 мм и имело 24 дополнительные зарядные каморы при длине ствола 50 метров. После разгрома нацистской Германии одно из уцелевших орудий было вывезено в США для изучения.

Идеи использования многокаморных орудий для запуска спутников

Возможно вдохновившись успехами нацистской Германии и имея на руках рабочий образец США совместно с Канадой в 1961 году приступают к работе над проектом высотных исследований (High Altitude Research Project) HARP целью которого являлось изучение баллистический свойств объектов запускаемых в верхние слои атмосферы. Чуть позднее проектом заинтересовались военные которые надеялись при помощи многокаморных легкогазовых пушек и зонды.

Всего за шесть лет существования проекта было построено и испытано более десятка орудий разного калибра. Самая крупное из них — орудие располагавшееся на Барбадосе имевшее калибр 406 мм при длине ствола в 40 метров. Пушка выстреливала 180-ти килограммовые снаряды на высоту порядка 180 километров при этом начальная скорость снаряда достигала 3600 метров в секунду.

Но даже такой впечатляющей скорости конечно же не хватало для того чтобы вывести снаряд на орбиту. Руководитель проекта канадский инженер Джеральд Винсент Булл для достижения желаемых результатов разработал ракетовидный снаряд «Marlet», однако ему не суждено было отправиться в полет и проект HARP в 1967 году прекратил свое существование.

Закрытие проекта HARP конечно было ударом для амбициозного канадского конструктора Джеральда Булла, ведь, возможно, он был в нескольких шагах от успеха. В течении нескольких лет Булл безуспешно ищет спонсора для осуществления грандиозного проекта. В конце концов талантом инженера-артиллериста заинтересовался Саддам Хуссейн. Он предлагает Буллу финансовое покровительство в обмен на пост руководителя проекта по созданию супер орудия в рамках проекта «Вавилон».

Из скудных данных имеющихся в свободном доступе известно о четырех различных орудиях из которых по крайней мере в одном был применен несколько измененный принцип многокаморности. Для достижения постоянного давления газов в стволе помимо основного заряда имелся дополнительный закрепленный непосредственно на снаряде и двигавшийся вместе с ним.

По итогам испытания орудия калибра 350 мм предполагалось, что двухтонный снаряд выпущенный из подобного орудия калибра 1000 мм может выводить на орбиту небольшие (весом до 200 килограмм) спутники, при этом стоимость запуска оценивалась примерно в $600 за килограмм, что на порядок дешевле ракетоносителем.

Как видно столь тесное сотрудничество правителя Ирака с талантливым инженером пришлось кому-то не по душе и как итог Булл был убит в 1990 году в Брюсселе проработав над проектом супер-орудия всего два года.

Тактико-технические характеристики

80 см К. (Е)

Калибр, мм

800

Длина ствола, калибров

Наибольший угол возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

Угол склонения, град.

Масса в боевом положении, кг

350000

Масса фугасного снаряда, кг

4800

Начальная скорость снаряда, м/с

820

Наибольшая дальность стрельбы, м

48000

В годы Второй мировой войны фирма Fried.Krupp AG в сотрудничестве с многими десятками, а то и сотнями других германских фирм изготовила две 800-мм железнодорожные артиллерийские установки, известные под названиями Dora и Schwerer Gus-tav 2. Они и являются самыми большими артиллерийскими орудиями за всю историю человечества и вряд ли когда-либо лишатся этого титула.

Создание этих монстров в значительной степени было спровоцировано довоенной французской пропагандой, красочно описывавшей мощь и неприступность оборонительных сооружений линии Maginot, построенной на границе между Францией и Германией. Поскольку канцлер Германии А. Гитлер планировал рано или поздно пересечь эту границу, для сокрушения пограничных укреплений ему требовались соответствующие артиллерийские системы.
В 1936 г. в ходе одного из посещений фирмы Fried.Krupp AG он поинтересовался, каким должно быть орудие, способное уничтожить бункер управления на линии Maginot, о существовании которого он узнал незадолго до этого из сообщений французской прессы.
Представленные ему вскоре расчеты показали: чтобы пробить железобетонное перекрытие толщиной семь метров и метровую стальную плиту необходим бронебойный снаряд массой около семи тонн, что предполагало наличие ствола калибром около 800-мм.
Поскольку стрельбу следовало вести с расстояния 35000-45000 м, чтобы не попасть под удары вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь очень большую начальную скорость, что невозможно без ствола большой длины. Орудие калибром 800 мм с длинным стволом, по расчетам германских инженеров, не могло весить менее 1000 т.
Зная тягу А. Гитлера к гигантским проектам, руководили фирмы Fried.Krupp AG не удивились, когда «по настоятельному желанию фюрера» Управление вооружений Вермахта обратилось к ним с просьбой разработать и изготовить два орудия с представленными в расчетах характеристиками, причем для обеспечения необходимой мобильности предлагалось разместить его на железнодорожном транспортере.


800-мм пушка 80 см К. (Е) на железнодорожном транспортере

Работы по реализации желания фюрера были начаты в 1937 г. и проводились весьма интенсивно. Но из-за трудностей, возникших при создании прежде всего ствола орудия, первые выстрелы из него были произведены на артиллерийском полигоне лишь в сентябре 1941 г., когда Германские войска разобрались и с Францией и с ее «неприступной» линией Maginot.
Тем не менее работы по созданию сверхмощной артиллерийской установки продолжались, и в ноябре 1941 г. орудие стреляло уже не со смонтированного на полигоне временного лафета, а со штатного железнодорожного транспортера. В январе 1942 г. создание 800-мм железнодорожной артиллерийской установки было завершено - она поступила на вооружение специально сформированного 672-го артиллерийского дивизиона.
Название Dora установке присвоили артиллеристы этого дивизиона. Считается, что оно произошло от сокращения выражения douner und doria - «черт возьми!», которое невольно восклицал каждый, кто впервые видел этого монстра.
Как и все железнодорожные артиллерийские установки, Dora состояла из собственно пушки и железнодорожного транспортера. Длина ствола пушки составляла 40,6 калибров (32,48 м!), длина нарезной части ствола - около 36,2 калибра. Запирание канала ствола производилось снабженным гидравлическим приводом клиновым затвором с кривошипом.
Живучесть ствола оценивалась в 100 выстрелов, однако на практике уже после первых 15 выстрелов стали обнаруживаться признаки его износа. Масса пушки составляла 400000 кг.
В соответствии с предназначением к пушке разработали бронебойный снаряд массой 7100 кг.
В нем содержалось «всего» 250,0 кг взрывчатых веществ, но зато толщина его стенок составляла 18 см, а массивная головная часть была подвергнута закалке.

Этот снаряд гарантированно пробивал восьмиметровое перекрытие и метровую стальную плиту, после чего донный взрыватель подрывал заряд взрывчатых веществ, завершая таким образом разрушение вражеского бункера.
Начальная скорость снаряда составляла 720 м/с, благодаря наличию на нем изготовленного из алюминиевого сплава баллистического наконечника дальность стрельбы составляла 38000 м.
К пушке выпускали и фугасные снаряды массой 4800 кг. Каждый такой снаряд содержал 700 кг взрывчатых веществ и был снабжен как головным, так и донным взрывателем, что позволяло использовать его в качестве бронебойно-фугасного снаряда. При стрельбе полным зарядом снаряд развивал начальную скорость 820 м/с и мог поразить цель на расстоянии 48000 м.
Метательный заряд состоял из заряда в гильзе массой 920 кг и двух картузных зарядов массой по 465 кг каждый. Скорострельность пушки составляла 3 выстрела в час.
Из-за больших размеров и массы пушки конструкторам пришлось спроектировать уникальный железнодорожный транспортер, занимавший сразу две параллельные железнодорожные колеи.
На каждой колее находилась одна из частей транспортера, по конструкции напоминавшая транспортер обычной железнодорожной артиллерийской установки: сварная коробчатая главная балка на двух балансирах и четырех пятиосных железнодорожных тележках.


Таким образом, каждая из этих частей транспортера могла перемещаться по железнодорожным путям самостоятельно, а их соединение поперечными коробчатыми балками производилось лишь на огневой позиции.
После сборки транспортера, представлявшего собой в сущности нижний станок орудия, на нем устанавливался верхний станок с люлькой с противооткатной системой, включавшей два гидравлических тормоза отката и два накатника.
Вслед за этим производились монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъемника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформу снарядов и зарядов.
Размещенный на станке подъемный механизм имел электрический привод. Он обеспечивал наведения орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +65°.
Какие-либо механизмы для горизонтальной наводки отсутствовали: в направлении стрельбы строились железнодорожные пути, на которые потом накатывалась вся установка. При этом стрельба могла вестись только строго параллельно этим путям - любое отклонение грозило перевернуть установку под воздействием огромной силы отката.
С учетом агрегата для выработки электроэнергии для всех электрических приводов установки ее масса составляла 135000 кг.
Для транспортировки и технического обслуживания установки Dora был разработан комплекс технических средств, включавший энергопоезд, железнодорожный состав обслуживания, состав с боеприпасами, подъемно-транспортное оборудование и несколько технических летучек - всего до 100 локомотивом и вагонов с персоналом в несколько сот человек. Суммарная масса комплекса составляла 4925100 кг.
Сформированный для боевого применения установки 672-й артиллерийский дивизион численностью 500 человек состоял из нескольких подразделений, основными из которых являлись штабная и огневая батареи. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.

В феврале 1942 г. железнодорожная артиллерийская установка Dora была передана в распоряжение командующего 11-й армией, перед которой была поставлена задача овладеть Севастополем.
Группа штабных офицеров заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию для пушки в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки позиции было выделено 1000 саперов и 1 500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа из местных жителей.

Снаряд и заряд в гильзе 800-мм пушки К. (Е)

Охрана позиции возлагалась на караульную роту численностью 300 бойцов, а также большую группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками.
Кроме того, имелось усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО численностью 400 человек. Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию установки, составляла более 4 000 человек.
Подготовка огневой позиции, расположенной на расстоянии около 20 км от оборонительных сооружений Севастополя, закончилась в первой половине 1942 года. При этом от основной железнодорожной линии пришлось проложить специальный подъездной путь протяженностью 16 км. После окончания подготовительных работ на позицию были поданы основные части установки и началась ее сборка, продолжавшаяся неделю. При сборке применялись два подъемных крана с дизельными двигателями мощностью по 1000 л.с.
Боевое применение установки не дало тех результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м. В основании ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Таким образом, оборонительные сооружения могли быть серьезно повреждены только при прямом попадании снаряда в жизненно важные узлы, что легче было осуществить при стрельбе из нескольких орудий меньшего калибра.
После взятия Севастополя германскими войсками установка Dora была перевезена под Ленинград в район станции Тайцы. Сюда же доставили однотипную установку Schwerer Gustav 2, изготовление которой было завершено в начале 1943 г.

После начала советскими войсками операции по прорыву блокады Ленинграда обе установки были эвакуированы в Баварию, где в апреле 1945 года они были взорваны при приближении американских войск.
Таким образом завершился самый амбициозный проект в истории германской и мировой артиллерии. Впрочем, если учесть, что из обоих изготовленных 800-мм железнодорожных артиллерийских установок по противнику было произведено только 48 выстрелов, этот проект можно также считать и самой грандиозной ошибкой в планировании развития артиллерии.



Примечательно, что установками Dora и Schwerer Gustav 2 деятельность фирмы Fried. Krupp AG в области создания суперпушек не ограничилась.
В 1942 г. появился ее проект 520-мм железнодорожной артиллерийской установки Langer Gustav. Гладкоствольное орудие этой установки имело длину 43 м (по другим данным - 48 м) и должно было стрелять активно-реактивными снарядами, разработанными в исследовательском центре Пенемюнде. Дальность стрельбы - свыше 100 км. В 1943 г. министр вооружений А. Шпеер доложил проект Langer Gustav фюреру и получил «добро» на его реализацию. Однако после детального анализа проект был забракован: вследствие чудовищного веса ствола создать для него транспортер, выдерживающий к тому же нагрузки, возникающие при выстреле, не представлялось возможным.
В конце войны в ставке А. Гитлера вполне серьезно обсуждался также проект размещения 800-мм пушки установки Dora на гусеничном транспортере. Считается, что автором идеи этого проекта был сам фюрер.
В движение этот монстр должен был приводиться четырьмя дизельными двигателями от подводных лодок, а защита расчета и основных механизмов обеспечивалась 250-мм броней.

10

В САУ Archer используется шасси автомобиля Volvo A30D с колесной формулой 6х6. На шасси установлен дизельный двигатель мощностью 340 лошадиных сил, который позволяет развивать скорость на шоссе до 65 км/ч. Стоит отметить, что колесное шасси может двигаться по снегу глубиной до одного метра. Если колеса установки были повреждены, то САУ может еще в течение некоторого времени передвигаться.

Отличительной особенностью гаубицы является отсутствие необходимости в дополнительных номерах расчёта для её заряжания. Кабина экипажа имеет бронирование, обеспечивающее защиту расчёта от обстрела стрелковым оружием и осколков боеприпасов.

9


«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

8 AS-90

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из 17-мм стальной брони.

AS-90 сменили в Британской армии все остальные типы артиллерии, как самоходные так и буксируемые, за исключением лёгких буксируемых гаубиц L118 и РСЗО и применялись ими в бою в ходе Иракской войны.

7 Krab (на базе AS-90)

SPH Krab является 155 мм НАТО совместимой самоходный гаубицей производимой в Польше центром Produkcji Wojskowej Huta Stalowa Wola. САУ является комплексным симбиозом польского шасси танка РТ-90 (с двигателем S-12U), артиллерийской частью от AS-90M Braveheart с длинной ствола в 52-го калибра, и собственной (польской) системой управления огнем «Topaz». Версия SPH Krab 2011 года используется новый орудийный ствол от компании Rheinmetall.

SPH Krab сразу создавали с возможностью ведения огня в современных режимах, то есть и для режима MRSI (нескольких снарядов одновременного воздействия) в том числе. В результате, SPH Krab в течении 1-й минуты в режиме MRSI выпускает по противнику (то есть по цели) 5-ть снарядов в течении 30 секунд, после чего покидает огневую позицию. Таким образом, для противника создается полное впечатление, что по нему ведут стрельбу 5 САУ, а не одна.

6 M109A7 «Паладин»


Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.

Помимо США, стала стандартной САУ стран НАТО, в значительных количествах поставлялась также в ряд других стран и использовалась во многих региональных конфликтах.

5 PLZ05

Башня САУ сварена из катаных броневых листов. На лобовой части башни установлены два четырёхствольных блока дымовых гранатомётов для создания дымовых завес. В кормовой части корпуса предусмотрен люк для экипажа, который может быть использован для пополнения боезапаса, во время подачи боеприпасов с грунта в систему заряжания.

PLZ-05 оснащена автоматической системой заряжания орудия, разработанной на основе российской САУ «Мста-С». Скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту. Орудие гаубицы имеет калибр 155-мм и длину ствола 54 калибров. Боекомплект орудия расположен в башне. Он состоит из 30 выстрелов калибра 155-мм и 500 патронов для 12,7-мм пулемёта.

4

155-мм самоходная гаубица Тип 99 - японская самоходная гаубица, состоящая на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии. Пришла на смену морально устаревшей САУ Тип 75.

Несмотря на интересы к самоходке армий нескольких стран мира, продажа экземпляров этой гаубицы за границу была запрещена японским законодательством.

3

САУ K9 Thunder была разработана в середине 90-х годов прошлого века корпорацией «Samsung Techwin» по заказу министерства обороны Республики Корея, в дополнение к состоящим на вооружении САУ К55\K55A1 с последующей их заменой.

В 1998 году корейское правительство заключило контракт с корпорацией «Samsung Techwin» на поставку САУ, и в 1999 году первая партия K9 Thunder была поставлена заказчику. В 2004 году Турция купила лицензию на производство а также получила партию K9 Thunder. Всего заказано 350 единиц. Первые 8 САУ были построены в Корее. С 2004 по 2009 год в турецкую армию было поставлено 150 САУ.

2


Разработана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. 9 мая 2015 года новая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» была впервые официально представлена на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

По оценкам Министерства обороны Российской Федерации по комплексу характеристик САУ 2С35 превосходит аналогичные системы в 1,5-2 раза. По сравнению с состоящими на вооружении армии США буксируемыми гаубицами M777 и самоходными M109 самоходная гаубица «Коалиция-СВ» имеет более высокую степень автоматизации, повышенную скорострельность и дальность стрельбы, отвечающую современным требованиям ведения общевойскового боя.

1

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня изготовлены из стальной брони, обеспечивающей защиту от пуль калибра до 14.5 мм и осколков 152 мм снарядов. Предусмотрена возможность применения динамической защиты.

PzH 2000 способна выпускать три снаряда за девять секунд или десять за 56 секунд на дальность до 30 км. Гаубице принадлежит мировой рекорд - на полигоне в Южной Африке она выстрелила на 56 км снарядом V-LAP (активно-реактивный снаряд с улучшенной аэродинамикой).

По совокупности показателей PzH 2000 считается самой совершенной серийной САУ в мире. САУ заслужила крайне высокие оценки независимых экспертов; так, российский специалист О. Желтоножко определил её как эталонную систему для настоящего времени, на которую ориентируются все производители самоходных артиллерийских установок.

 

 

Это интересно: