→ История фотографии: дагеротипия. Биография Луи дагер биография

История фотографии: дагеротипия. Биография Луи дагер биография

Привет всем! Сегодня поговорим о деньгах (*фр. игра слов: деньги = серебро) Нет! О серебре. О металле, не о бумаге. Серебро есть повсюду на Земле, поэтому его стали использовать как средство обмена. Исторически серебро использовали в дополнение к золоту, и оно было в 12-16 раз дешевле золота. В среднем соотношение золота к серебру всегда оставалось 1 к 15. А сегодня это соотношение 1 к 60-70! Нет ли тут каких-либо финансовых интриг?.. Но это видео не об этом. Итак, на протяжении веков серебро в основном использовали для чеканки монет и для изготовления драгоценностей. И всё! Важно знать, что серебро существует не только в металлические форме, но, например, и в виде соли. Повареная соль - это хлорид натрия, а соль серебра - хлорид серебра. И к тому же серебряная соль белая, как и повареная. Но я вам не советую её пробовать! Алхимисты обнаружили, что серебряная соль темнеет при контакте со светом. И позднее они заметили, что нитрат серебра тоже чернеет при дневном свете. И вот появляется первый гениальный изобретатель: Это Жозеф Нисефор Ньепс. Он изобретает принцип фотографии в 1826 году, используя принцип почернения соли серебра при контакте со светом. Он объединяет это с принципом, разработанным несколько веков назад Ибн Аль-Айтамом: созданием картинки на дне коробки с небольшим отверстием на противоположной стороне. Свет проходит через это маленькое отверстие, преломляется, и так получается картинка. Ньепс объединяет почернение серебряной соли с картинкой на дне коробки. Он испытывает своё изобретение на стене своего дома: и вот первая фотография! Выдержка длится 8 часов. Фотография выгдядит странно, т.к. солнце, разумеется, меняло своё положение в течение этих часов. И тени передвигались. Второй гений-изобретатель - это Луи Дагер. Луи Дагер изобретает принцип фиксации, с помощью которого можно было зафиксировать картинку на определённой основе. Эта техника сократила выдержку до нескольких десятков минут. Впоследствии процесс был улучшен до нескольких фракций секунды. Это позволило изобрести киносъёмку, а потом и раскрасить изображение. Только такие динозавры как я ещё помнят эту эпоху. Самые молодые из вас этого уже не застали. Серебряная фотография почти исчесла, оставив цифровые. Исчезновение фотографии, содержащей серебро, стало БОЛЬШОЙ катастрофой для химиков, изготовляющих фотоплёнки. Но это не значит, что серебро больше не используется в промышленности. Напротив! Серебро - превосходный электропроводник. И поэтому мы его найдём во всех электронных приборах. Компьютеры, телефоны, планшеты... Но что интереснее, так это... Вы знаете выражение "родиться с серебряной ложкой во рту"? Да, без сомнения! Но знаете, что это точно значит? Это довольно молодое выражение, ему всего век или два. Чтобы обозначить аристократов, которые обедают только серебряными столовыми приборами. Почему они едят серебряными вилками? Показать своё богатство? Это да, конечно. Ещё у аристократов было лучшее здоровье, чем у обычных людей, из-за более обильной и здоровой пиши, лучшего медицинского обслуживания... Но и благодаря серебряным столовым приборам. Люди заметили, что те, кто ест серебром, реже болеют. Суеверие или нет? Другой пример: в эпоху Дикого Запада Ковбои часто клали серебрный доллар во фляжку. А у колонистов Запада в их бочках с водой часто были несколько серебряных монет. Так как они должны были очищать воду. И это правда! Серебро обладает фантастическими дезинфекционными свойствами. Серебро очень токсично для бактерий, плесени и грибков, очень. Сегодня серебро используется для предотвращения развития бактерий на определённых поверхностях, Например, мобильный телефон покрыт очень тонким слоем серебра в форме частиц, служащих бактерицидами. Такие серебряные частицы есть на многих предметах быта. Телефоны, компьютеры... Серебро ядовито для многих живых организмов, но совершенно безвредно для людей. Имея в виду его свойста и безвредность для людей, некоторые немного сумасшедшие личности задали себе вопрос: "А что будет, если серебро съесть? Употребляя серебро, я был бы защищён от последствий атомной войны." ЧТО?! Серебро защищает от бактерий, но не от радиации. Если проглотить много серебра в виде коллоидального серебра, вы не отравитесь. Тело выведет излишек, но не естественным путём... Если вы съедите много серебра, вы не будете какать слитками, потому что тело выведет излишек через кожу, и будет его там скапливать. Вот и всё. Серебро будет скапливаться в коже, и вы начнёте менять цвет. Как вот этот американец. Естественно, американец! « Его кожа синяя! » « Синий парень. » « Скажите мне, как это началось? » « Я намазал лицо коллоидальным серебром… » Большой Смурф существует! (*персонаж комиксов)

Изобретение фотографии связано с именем французского художника-декоратора Луи Жака Манде Дагера. Он занимался созданием красочных и зрелищных диорам, состоящих из нескольких картин, расположенных на разных планах, которые меняли и освещали по-разному, создавая иллюзию смены времени суток. Однажды, рисуя очередную декорацию, Дагер заметил, что на сырой краске появилось изображение улицы — роль камеры-обскуры сыграла дырочка в шторе. Изображение оставалось заметным и на следующий день: его зафиксировала засыхающая краска. Этот эпизод стал поворотным в судьбе Дагера. Он начал искать способ сохранить навсегда нарисованное светом изображение.

Определенную помощь в этом оказал ему Жозеф Нисефор Ньепс, который уже лет десять делал попытки закрепить изображение в камере-обскуре. Увлекшись литографией (гравированным на камне рельефным изображением, предназначенным для печатания копий), он проводил опыты сначала с камнем, а затем с металлическими пластинками, покрытыми лаком собственного изобретения. При экспонировании свет разрушал слой лака, обнажая металл. Протравив пластинку в кислоте, Ньепс получал на пластинке копию изображения. Свой метод он назвал гелиогравюрой.

Узнав об опытах Ньепса, Дагер написал ему письмо и договорился о совместной работе.

Вскоре стало понятно, что метод гелиогравюр усовершенствован быть не может. Следовало искать другой принцип светописи. И Дагер его нашел. 21 мая 1831 года он сообщил Ньепсу, что свет сильно действует на йодистое серебро. Получалось слабое изображение, которое можно было слегка улучшить, промыв пластинку горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Сохранился рассказ, что обнаружил он это, забыв ложку на серебряной пластинке, залитой йодом, — под действием света на ней осталось изображение ложки. Ньепс также получил изображение в камере-обскуре на слое йодистого серебра, но повторить опыт не смог. А Дагер свои работы продолжал и в 1837 году открыл проявляющее действие ртути.

Как появилась фотография

Современную фотографическую технику и технологию создавали десятки исследователей, инженеров и просто энтузиастов и любителей этой захватывающей, интересной области искусства и техники на протяжении трех веков. Перечислить всех, кто внес свой вклад в ее создание и развитие вряд ли удастся, но наметить основные этапы становления современной фотографической техники вполне возможно.

1694 г. Немецкий исследователь Вильгельм Гомберг, заметив, что поверхность костяной пластинки, покрытой раствором серебра в азотной кислоте, чернеет на свету, открыл светочувствительность азотнокислого серебра AgNO 3 .

1727 г. Немецкий химик Йохан Шульце впервые наблюдал светочувствительность хлористого серебра (AgCl) и кратковременное появление на обработанной им поверхности изображения — светописи.

1802 г. Англичанин Томас Веджвуд методом копирования получал негативные изображения на коже и бумаге, пропитанных раствором азотнокислого серебра, но зафиксировать их не сумел.

1802 г. Английский химик Хемфри Дэви методом Веджвуда снимал микрообъекты через солнечный микроскоп, но также без фиксирования.

1813 г. Француз Жозеф Нисефор Ньепс начал опыты по гелиографии — получению изображений на литографских камнях и оловянных пластинках, покрытых лаком собственного изобретения, а спустя девять лет разработал способ создания на них травлением в кислоте рельефных клише и печатания с них гравюр и рисунков.

1819 г. Английский астроном Джон Гершель обнаружил, что серноватистокислый натрий, или гипосульфит Na 2 S 2 O 3 , растворяет хлористое серебро, то есть служит закрепителем (фиксатором) фотографического изображения.

1824 г. Французский художник Луи Дагер начал опыты по закреплению изображения в камере-обскуре.

1829 г. Ньепс и Дагер создают совместное предприятие для совершенствования методов светописи.

1834 г. Англичанин Фокс Талбот, широко образованный исследователь (филолог, этнограф, член Лондонского королевского общества в области математики), начал исследование способа «фотогенного рисования» на основе хлористого серебра.

1835 г. Дагер открыл проявляющее действие паров ртути на скрытое фотографическое изображение и фиксирующее воздействие горячего раствора хлористого натрия (NaCl) или гипосульфита (Na 2 S 2 O 3).

1837 г. Дагер заключил с Исидором Ньепсом, сыном Жозефа Нисефора, договор о присвоении своего имени методу светописи, который отныне стал называться дагеротипией.

1839 г. Правительство Франции приобрело права на использование фотографических методов получения изображений. 19 августа Франсуа Араго сделал подробный доклад о дагеротипии, которая с этого момента стала достоянием всего мира и вскоре приобрела огромную популярность.

1839 год считается годом возникновения фотографии.

1839 г. 31 января Талбот представил Лондонскому королевскому обществу сообщение о своем изобретении, продемонстрировав копирование позитивных отпечатков. Спустя два года Талбот запатентовал свой способ негативно-позитивного процесса — «талботипия», впоследствии названный калотипией (от греческого kallos — красивый).

1840 г. Английский астроном Джон Гершель обнаружил, что на засвеченной хлоросеребряной бумаге солнечный спектр создает основные цвета — красный, зеленый и синий.

1844 г. Талбот получает патент на способ увеличения фотографического изображения и издает книгу, впервые иллюстрированную фотографиями, полученными по его способу.

1847 г. Французский физик Антуан Сезар Беккерель получил довольно устойчивое цветное изображение на серебряной пластинке, обработанной хлором.

1851 г. Английский химик Скотт Арчер сообщил о фотопроцессе на основе мокро-коллодионного способа (коллодий — пленка, застывающая из спиртоэфирового раствора нитроцеллюлозы). Фотопластинки по его методу приходилось изготавливать непосредственно перед съемкой; фотограф на пленэре носил с собой целую лабораторию — светонепроницаемую палатку для полива пластинок, их проявки и фиксирования.

1856 г. Англичанин Рихард Норрис получил сухие фотопластинки, предложив покрывать мокрые коллодионные пластинки слоем желатина, и организовал их производство. Отличаясь огромной разрешающей способностью, эти пластинки применялись в полиграфии еще и через сто с лишним лет — до середины прошлого века.

1861 г. Английский физик Джеймс Клерк Максвелл экспериментально показал, что все натуральные цвета можно получить сложением трех основных цветов — красного, зеленого и синего.

1868 г. Англичанин В. Гаррисон предложил смесь раствора желатины с бромистым и йодистым серебром наливать на стеклянные пластинки, впервые дав фотографам возможность носить с собой запас фотоматериалов, а не лабораторию по их изготовлению.

1869 г. Француз Дюко дю Орон печатал цветные снимки, совмещая три негатива, снятые через светофильтры основных цветов.

1878 г. Начато фабричное производство сухих фотопластинок в Англии.

1880 г. Началось промышленное производство и широкое применение броможелатиновых фотопластинок в России.

1880 г. В США основана фирма «Истмен-Кодак».

1888 г. Американец Джордж Истман придумал и зарегистрировал в 1888 году слово «KODAK», которое пишется и легко читается на всех языках, и фирменные цвета фирмы — желтый и красный.

1891 г. Французский физик Габриэль Липпман разработал способ цветной фотографии, основанный на интерференции света в светочувствительной эмульсии (Нобелевская премия 1908 года). Усовершенствовав его и применив лазерное излучение, в 1962 году Юрий Николаевич Денисюк создал метод получения голограмм, которые можно рассматривать в белом свете и тиражировать (см. «Наука и жизнь» № 5, 1999 г.).

1893 г. В Германии создается акционерное общество «Агфа» для производства фотопластинок, а позднее — фотопленок и химикалий.

1894 г. Ирландец Джон Джоли предложил трехцветный полосковый растр для съемки цветных диапозитивов. Аналогичное устройство применяется сегодня в цифровых фотоаппаратах и видеокамерах.

1900 г. Создан первый любительский фотоаппарат «Кодак-1». Он давал сто круглых кадров диаметром 6,5 см на роликовой целлулоидной пленке (позволяя также применять наиболее ходовые пластинки форматом 6 × 9 см). Девизом компании стали слова «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное»: в ее приемных пунктах перезаряжали аппарат, проявляли отснятые пленки и печатали с них фотографии.

1903 г. Джордж Истмен вместе с Томасом Эдисоном конструируют первую кинокамеру со специально созданной для нее пленкой шириной 35 мм с перфорацией по краям. Эта пленка до сих пор остается стандартом и любительской и профессиональной фотографической техники.

1931 г. В России начали выпускать фотоматериалы на фабриках в Шостке («Свема»), в Переславле-Залесском, в Ленинграде и в Казани («Тасма»).

1935 г. Фирма «Кодак» выпустила первую цветную трехслойную фотопленку.

1991 г. Компания «Кодак» выпустила первую массовую цифровую камеру DSC-100. Все предыдущие модели цифровых фотоаппаратов либо не были запущены в производство, либо не предназначались для печати и обработки снимков.

Как это нередко бывает, открытие произошло случайно. Однажды Дагер оставил в шкафу несколько экспонированных пластинок и через некоторое время обнаружил на одной изображение. Он сразу понял, что проявляющее действие оказали пары какого-то химического вещества, хранящегося в шкафу. Вынимая одну за другой банки и кладя каждый раз новые пластинки, он спустя несколько часов неизменно обнаруживал проявленное изображение. И только тщательно обыскав весь шкаф, нашел забытую чашечку со ртутью. Ее пары, прореагировав с экспонированным материалом пластинки, сделали изображение хорошо видным.

К 1839 году окончательно сложился метод получения изображений в камере-обскуре, названный дагеротипией. Его можно разделить на несколько последовательных операций.

  1. Серебряную или посеребренную медную пластинку подвергают в темноте воздействию паров йода в течение нескольких минут. На поверхности пластинки возникает слой йодистого серебра, светочувствительного материала.
  2. Пластинку помещают в камеру-обскуру и экспонируют 15-30 минут на ярком свету (в 1840 году Йозеф Петцваль сконструировал многолинзовый портретный объектив, повышающий яркость изображения в 16 раз и позволяющий уменьшить выдержку до одной минуты). Под действием света молекулы йодистого серебра разрушаются, пары йода улетучиваются, а микроскопические зерна серебра образуют скрытое (невидимое) изображение.
  3. Экспонированную пластинку проявляют в парах ртути, нагретой до 50-80°С. Ртуть растворяет серебро, образуя амальгаму — вещество серого цвета.
  4. Проявленную пластинку закрепляют, промывая в горячем растворе поваренной соли или гипосульфита, который растворяет оставшееся йодистое серебро и обнажает полированную серебряную поверхность.
  5. Пленка амальгамы непрочна, а серебро легко окисляется на воздухе. Поэтому готовый дагеротип нередко покрывают хлоридом золота, который делает его более долговечным и заодно окрашивает в красно-коричневый тон. Изображение на дагеротипе получается зеркальным.

Несмотря на явный успех, массовое производство видовых снимков методом дагеротипии наладить не удалось: ее принципы создатели обещали раскрыть только после подписания контракта. А вкладывать деньги в сомнительное предприятие дельцы не спешили.

Разочаровавшись в предпринимателях, Дагер в 1839 году обратился к знаменитому физику и астроному, директору Парижской обсерватории и депутату, Доменику Франсуа Араго и подробно рассказал о своем изобретении. Араго быстро разобрался в его сущности, высоко оценил и понял, что оно весьма перспективно. Более того, он заявил, что такое дело нельзя передавать в частные руки, оно должно стать всеобщим достоянием, достоянием государства, народа и всего человечества.

Не менее высоко оценил дагеротипию и Луи Жозеф Гей-Люссак, известный физик и химик. Выступая в палате пэров Франции, он сказал: «Это открытие служит истоком нового искусства в условиях старой цивилизации. Оно создаст эпоху и навсегда останется символом славы».

Начались многочисленные публикации статей об изобретении Дагера. Оно было запатентовано в Англии, Австрии и Германии. Открывались бесчисленные фотостудии, любители осваивали методику дагеротипии. В историю мировой науки, искусства и культуры 1839 год вошел как год изобретения фотографии.

Литература:
1) Евгенов С. В. Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии . — М.: Гос. изд-во кинематограф. лит., 1938.
2) Митчел Э. Фотография . — М.: Мир, 1988.
3) Чибисов К. В. Очерки по истории фотографии . — М.: Искусство, 1987.

Официальным изобретателем фотографии считается Луи Дагер. Но все не так однозначно. В то время, когда его будущий партнер Нисефор Ньепс получил первые негативы, Дагер рисовал театральные декорации и увлекался созданием диорам. Однако Ньепсу категорически не хватало деловой хватки, которой было с избытком у Дагера. В итоге они знакомятся, заключают договор и начинают работать над усовершенствованием технологии вместе. Ньепс — в родном Шалоне-на-Соне в Бургундии, а Дагер — в Париже.

Луи Дагер. 1844

Лекции по истории фотографии читаются как детектив. Исследователи опасались, что их технологию могут украсть конкуренты. Поэтому по ходу поиска способа зафиксировать изображение обменивались письмами такого содержания:

Я произвел несколько опытов с 35, но погода в это время была неблагоприятна, и вещества не имели той чувствительности, которой отличаются употребляемые мною сейчас. Я убедился, что 35 действует совершенно так же, как и 46. Пластинки, обработанные 20, и другие пластинки, обработанные 5, будучи подвергнуты действию 35, посредством сильного разряда оказались после этого в таком же состоянии, как если бы я подверг их действию 46 в продолжение получаса. Этот результат не подлежит сомнению, так как он удавался мне много раз. Итак, не нужно удивляться, что при 37, когда 38 насыщен 35, результат получается скорее, чем с помощью 56. Я даже предполагаю на этом основании, что если пропустить 46 через 35 перед введением в 13, он бы ею зарядился, потому что, как мне кажется, 46 жадно соединяется с электричеством; но сделать это, по-видимому, трудно; разве только жидкости или 90 могут помочь делу.

В 1833 году Ньепс умирает и Дагер еще пять лет продолжает эксперименты самостоятельно. Изначально он даже хочет увековечить заслуги своего компаньона. Но в итоге называет изобретение своим именем — «дагеротип», а семья Ньепса получает только материальные выгоды. Славу Дагер любил больше, чем деньги.

Два из трех компонентов своей технологии Дагер, по легенде, открывает случайно. Как-то он писал картину и зачем-то добавил в краски йод. Спустя некоторое время свет из окна прорисовал на живописном полотне силуэты деревьев за окном. Так обнаружилась светочувствительность йодистого серебра. Затем Дагер нашел проявитель. Однажды он поставил проэкспонированные пластины в шкаф с химикатами и через некоторое время на них появилось изображение. Он стал по очереди убирать склянки, чтобы определить действующее вещество. Но даже в пустом шкафу чудесное превращение продолжалось. После длительных поисков на самом дне обнаружилась забытая чашка с ртутью, пары которой проявляли пластины. Еще два года ушло на поиски закрепителя. Им оказался раствор поваренной соли.

В результате получился технически сложный, но надежный процесс. Конечно, у дагеротипа были и недостатки. Самый серьезный — подверженность внешним воздействиям. Он легко царапался и портился при контакте с воздухом. Поэтому хранили пластины под стеклом в специальных футлярах на подкладке из шелка или бархата. Кроме того, он был весьма дорог. Поначалу снимок стоил около 25 золотых франков. Что на современные деньги почти 16,5 тысяч рублей.

Дальновидный Дагер передал права на изобретение правительству Франции за пожизненную пенсию себе и сыну покойного партнера Исидору. Обнародование технологии сделало дагеротипию доступной и массовой. А самого Луи Дагера — знаменитым. В отличие от его конкурента из Англии Уильяма Генри Фокса Тэлбота. Англичанин выработал революционный негативно-позитивный процесс и научился получать тираж отпечатков на бумаге. Но запатентовал открытие и судился со всеми нарушителями патента. Так он ограничил популярность своей «калотипии» вплоть до полного забвения.

Поэтому именно в виде дагеротипов до нас дошли лица многих знаменитых людей прошлого. Вот 27 портретов полуторавековой давности, доступных нам благодаря упорству, тщеславию и предпринимательскому таланту Луи Жака Манде Дагера.

Жюль Верн. 1855

Александр Дюма-отец

Эмиль Золя. 1865

Эдуард Мане. 1870-е

Эдгар Аллан По

Чарльз Диккенс

Фредерик Шопен. 1846

Ференц Лист. 1886

Уолт Уитмен. 1863

Теодор Руссо

Сара Бернар

Пьер-Огюст Ренуар

Петр Алексеевич Кропоткин

Оноре Бальзак. 1842

Огюст Роден. 1893

Михаил Александрович Бакунин

Луи Пастер

Клод Моне. 1865

Император Александр III

Илья Ильич Мечников

Жорж Санд. 1864

Жорж Бизе. 1875

Джоаккино Антонио Россини. 1860

Джузеппе Верди. 1861

Генерал Улисс Грант. 1865

Виктор Гюго. 1876

Абрахам Линкольн. 1863

Луи Дагер. Фото. Бульвар в Париже, 1838

ХУДОЖНИК ЛУИ ДАГЕР И ЕГО ДАГЕРОТИПЫ
К 175-ой годовщине появления фотографии

На шумных балах парижской богемы молодой театральный художник Луи Дагер привлекал к себе людей особым обаянием, присущим человеку жизнерадостному, общительному и ловкому. К тому же он был отличный танцор и даже выступал в балетных эпизодах на сцене Гранд-Опера.
Детство Луи Жака Манде Дагер (Дагерр) провел в городке Кормей близ Парижа, где он родился в семье мелкого чиновника 18 ноября 1787 года. Луи посещал лишь начальную школу, он приобрел умение писать почти без ошибок и хороший почерк. Об успехах в прочих науках не было и речи.
Отец был счастлив, пристроив своего сына учеником к архитектору в Орлеане. Рад был и Луи, который с детства любил рисовать, имел меткий глаз, твердую руку и уже знал некоторые правила перспективы. В 1804 году честолюбивый юноша покидает Орлеан и отправляется за славой и деньгами в Париж. Он на три года становится учеником декоратора в Гранд-Опера.
Затем Луи почти 10 лет трудился как художник у Пьера Прево, известного мастера панорамной живописи.

С 1816 года Дагер становится главным художником театра Амбипо-Комик. У него был природный дар декоратора, великолепное чутье на световые и перспективные эффекты, а механику сцены он знал досконально. Вскоре многие парижские газеты начали писать, что на сцене театра и смотреть нечего, кроме декораций господина Дагера. Луи становится самым известным театральным художником Парижа. Он и впрямь творил чудеса: на театральной сцене возникали сказочные дворцы, парки, леса, струились потоки воды. А ведь ни электрического, ни газового освещения еще не было, и источником света служили лишь масляные лампы.

В 1822 году Луи решает уйти из театра и работать самостоятельно. Дагер задумал и создал в специальном павильоне диораму, зрелище, которое не шло ни в какое сравнение с существовавшими тогда панорамами. Художник показывал публике впечатляющие световые сюжеты: «Дремучий лес в разные часы дня», «Извержение Везувия», «Могила Наполеона на острове Св. Елены» и другие. Диорама состояла из картин, построенных в нескольких планах. Изображения были нарисованы по обе стороны полупрозрачного полотна и попеременно освещались спереди и сзади через огромные окна, которые перекрывались подвижными прозрачными цветными экранами-светофильтрами. Это была мастерская работа. Зрители могли, например, увидеть собор снаружи, а потом вдруг оказаться в полумраке уже внутри его, улица темнеет, загораются свечи, собор заполняют прихожане, звучит орган... Полный эффект присутствия. Огромные диорамы Дагера, сюжеты которых менялись каждые полгода, имели оглушительный успех у публики.
Для диорам Дагеру приходилось делать множество панорамных зарисовок с натуры с помощью камеры-обскуры (лат. camera obscura - тёмная комната) - ящика с отверстием в одной из стенок и экраном из матового стекла или тонкой бумаги на противоположной стенке. Чтобы упростить создание картин для диорам, Дагеру пришла совершенно фантастическая мысль научиться надолго сохранять реальные изображения, создаваемые объективом на экране камеры-обскуры.
Со свойственной ему одержимостью художник принимается за работу, пока не зная толком даже с чего начать.

Случайно Дагер узнает, что в городке Шалон-сюр-Сон в Бургундии живет некий Нисефор Ньепс, который много лет занимается той же проблемой и, якобы, даже достиг некоторых успехов.
В 1829 году Ньепс, покоренный обаянием Дагера, сам предлагает ему заключить договор о сотрудничестве. Луи, с его деловой хваткой, быстро понял, что истинным результатом их работы должна быть не просто помощь художнику в его работе, а такое изобретение, которое потрясет воображение, затронет всех и каждого. Дагер даже забросил живопись, не жалея сил трудясь над своей идеей. В 1833 году Ньепс скончался, и Дагер стал продолжать опыты сам, но, будучи человеком честным, он включает в договор сына Ньепса, Исидора. Дагер активно вносит различные изменения в процесс Ньепса, однако заметных улучшений не достигает.

Лишь после 11 лет (!) обескураживающих экспериментов с различными материалами и химикатами Дагеру сказочно повезло. В 1837 году он все-таки нашел метод, позволивший существенно продвинуться вперед к своей мечте. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида, которые делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру, подвергал экспозиции (световому воздействию), а затем проявлял парами ртути и фиксировал изображение, промывая пластину сильным раствором поваренной соли и горячей водой. В результате смывались частицы, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (при методе Ньепса - до 8 часов!).
В результате получалась единственная пластина с неисчезающим зеркальным позитивным изображением, названная автором в честь себя «дагеротипом». Дагеротипы (дагерротипы) передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. Это позволяло при получении на дагеротипе изображений, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера.

Уже в 1838 году Дагер перемещался по Парижу со своим тяжелым и громоздким оборудованием и делал дагеротипы на улицах и бульварах. Он показывал их писателям, художникам и редакторам парижских газет, которые сделали его изобретение популярным. Знаменитый дагеротип с изображением бульвара в Париже (1838) стал символом зарождения фотографии.
Правда, сущности своего процесса изобретатель никому не открывал. Лишь 19 августа 1839 года способ дагеротипии был обнародован на объединенном заседании Академии наук и Академии изящных искусств. Десятиминутный доклад вызвал настоящую бурю. Имя художника-декоратора Дагера было провозглашено печатью, как одно из славнейших имен современной Франции, а его открытие светописи рассматривалось как благодетельный дар, которым цивилизация обязана французскому гению.

Брошюра с описанием процесса в течение года выдержала 30 изданий во Франции и шесть за ее пределами, а увлечение дагерротипией стало всеобщим. Ни одно техническое открытие того времени не вызвало к себе внимания подобного масштаба. Крупнейшие ученые из разных стран стремились лично познакомиться с Дагером. Академии и научные общества Австрии, Баварии, Шотландии, США присвоили ему дипломы почетного члена. Король Луи Филипп произвел изобретателя в офицеры Почетного легиона и назначил ему пожизненную пенсию в 6 тысяч франков в год.
В том же 1839 году Дагер вместе родственником Жиру начал делать для продажи первые камеры-дагеротипы. Все они вместе с наставлением о пользовании, были распроданы в течение нескольких дней. К 1841году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. К тому же ученые, художники и любители улучшили процесс дагеротипии. Им удалось сократить время экспозиции до нескольких минут, а также изобрести средства защиты снимков от повреждений и царапин.

Слава и признание Луи Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений, называемый ныне фотографией. После опубликования данных о своем процессе автор уже не внес в него практически ничего нового. До своей скоропостижной смерти в 1851году Дагер жил уединенно в славе и почете недалеко от Парижа, вернувшись к своей «первой любви», к живописи.
Французское Общество изящных искусств поставило Дагеру памятник на его могиле на кладбище Пти-Бри-сюр-Марн. Достойный монумент был воздвигнут изобретателю на его родине, в Кормейле. Имя Луи Жака Манде Дагера, простого и вроде бы не слишком образованного художника-декоратора, внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

В сети появилась новость о том, что найден единственный прижизненный ФОТО портрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный чуть ли не самим Луи Дагером!

Вот как описывается процесс получения этой фотографии...

Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась сеточувствительным слоем иодида серебра.Так что же это? Сенсация? Давайте разбираться...


Читаем хоть и не истину в последней инстанции но все же Википедию:

Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.

Или чуть подробнее:

Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели - получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».

Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.

Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.

Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.

Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.

В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.

Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать фотографии с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.


Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип. Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны.


А теперь читаем когда умер Пушкин:

(27 января) 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался (29 января) 10 февраля в своем доме на Мойке.

В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта. Очень маловероятно, что даже если бы и в 1937 году что то начало получаться у Дагера, он сломя голову помчался бы в Россию где до 27 января успел бы сфотографировать Пушкина.

Да и самое главное - нет ни одного вменяемого источника, который бы хотя бы приблизительно разъяснил, откуда появилась эта "сенсационная" фотография Пушкина.

Ну а кто хочет посмотреть как действительно выглядел Пушкин - пожалуйста:

Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни - цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.

Или вот еще точнее:

Это его посмертная маска.

А то что на якобы фотографии больше походе...

ну или на крайний случай на...

А что вы думаете по этому поводу?

И главное помните, никому нельзя верить, тем более в интернете! :-)

 

 

Это интересно: